Налетай, не скупись!..

Какое искусство предпочитают бизнесмены
Какое искусство предпочитают бизнесмены

В окрестностях Минска за последние годы выросли особняки стоимостью полмиллиона долларов — роскошные домики, глаз не отвести. «Как в Европе», — все время думаю я, проезжая мимо. Но вот что странно: наши весьма состоятельные домовладельцы по–прежнему не интересуются живописью. Бывает, приедешь в гости к солидному бизнесмену — в гараже у него три легковых автомобиля, а в доме на стенах пусто. Если и висит что–то, то долларов за 100, примитивный салонный пейзаж. Словом, сувенир из магазина. Это в лучшем случае. В худшем — фотообои с эротическим подтекстом в гостиной в духе «налетай, не скупись, покупай живопись!»...

Да, без полета фантазии оформляют свой быт «новые белорусы», и в этом ничего удивительного пока как бы и нет. Художественный вкус так же, как прибыль, за год не нарабатывается. Он воспитывается десятилетиями... А то и поколениями. Тем не менее белорусские художники без внимания не остаются. У меня дух захватывает, когда я вспоминаю, как 10 лет назад картины народных (!) художников Беларуси продавались в минских галереях за 100 — 200 долларов, а потенциальные покупатели проходили мимо — было такое время, «не до жиру...» В ту пору предприимчивые иностранцы вывозили наши картины поездами. Сейчас белорусская школа соц–арта на аукционах «Сотбис» и «Кристи» ценится невероятно: революционное прошлое, колхозный строй, военные сюжеты, портреты рабочих, строителей... Есть такой итальянец — Джанино Магли, в его частной коллекции теперь тысячи картин белорусских соцреалистов. Джанино до сих пор пишет книги об истории белорусского искусства и каждый раз признается в безмерной любви к нашим художникам Виталию Цвирко, Антону Бархаткову, Борису Непомнящему...

Благодаря иностранным коллекционерам и их посредникам белорусские картины — даже современные — теперь представлены на крупнейших мировых ярмарках искусства. А вот покупателей из Беларуси — пусть и анонимных — на серьезные торги не приглашают. Войти в элиту мирового искусства для наших галеристов и частных коллекционеров — вопрос очень далекой перспективы. А что касается состоятельных людей, то они стали проявлять интерес к художественному рынку вообще только два–три года назад: в Минске появились первые частные коллекционеры. «Сейчас их человек десять, — говорит художник Бархатков–младший. — И ситуация для них сложилась очень даже неплохая. До сих пор в столице можно найти картину 50–х годов народного художника и стоить она будет те же 100 долларов, что и картинка на уличном вернисаже. Но люди, которые в искусстве разбираются, понимают, что соцреализм 50 — 60–х годов — это самое интересное, что есть в белорусской живописи на сегодняшний день. Для любого коллекционера пейзаж Виталия Цвирко — это серьезные инвестиции. Скупая его картины за смехотворные деньги, можно прилично заработать на аукционах в Европе».

На ведущих художественных ярмарках в мире по–прежнему по самой высокой цене продается искусство авангардное и постмодерн: коллекционеры за миллионы долларов скупают работы Пикассо, Уорхола, Джакометти, Матисса, Миро, молодых радикалистов Херста и Барни. Но это вопросы скорее моды и явной коммерциализации художественного рынка. Для нас важно, что в Беларуси «проснулась» некая прослойка людей — пока не очень уверенных в себе, не знатоков мирового искусства и тем более не снобов, — которые коллекционируют то, что знают по учебникам. Хорошо. На Западе скупают по баснословным ценам авангард. Тем временем белорусские коллекционеры проявляют серьезный интерес к своей стране, к своим художникам, и 90 процентов нашей живописи сейчас «оседает» дома, в частных коллекциях белорусов. Плюс к тому среди нас есть еще и такие люди (назовем их подвижниками), которые весьма скромно зарабатывают, но все свои сбережения тратят на картины художников сильнейшей белорусской школы соц–арта: «Только бы не вывезли за границу...» В авангарде нам Европу не обогнать. А вот в сохранении коллекции реалистической живописи советской эпохи — попытаться можно.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter