Актрисе Тамаре Скворцовой говорил комплименты Пьер Карден

Накоротке с Шагалом

В этом году Национальный академический драматический театр имени Я. Коласа отмечает свое 90-летие. В марте круглая дата настигла и настоящий бриллиант этой талантливой труппы — заслуженную артистку Беларуси Тамару Скворцову, всегда заразительную и предельно эмоциональную. Но она лишь отмахнулась от юбилея — нет времени обращать внимания на такие мелочи.


В комедии “Афинские вечера” Тамара Скворцова сыграла графиню Ростопчину

— Тамара Владимировна, прочитал на сайте театра, что вы еще и заведующая труппой. Зачем вам это?

— Да, уже два года заведую. Долго отнекивалась, это же масса работы! Мне это не было нужно, но решила выручить театр. Однако уже вошла в эту колею, составляю расписание репетиций, занимаюсь актерскими премиями... И эта занятость меня стимулирует теперь даже чисто физически.

— У вас целый фонтан ролей за последнее время: “Похороните меня за плинтусом”, “Ромео и Джульетта”, “Афинские вечера”, “Белый ангел с черными крыльями”. Какая далась тяжелее?

— Конечно, Бабушка в “Плинтусе”. И физически, и морально. Причем к этой роли нельзя привыкнуть, она каждый раз выматывает тебя заново и каждый раз все идет по-новому.

У меня внуки, я знаю что это такое. Знаю эту боль за них, все тревоги и переживания... Хотя моя любовь и не выражается в такой крайней форме, как у героини. Но я понимаю ее изнутри, своим сердцем. Два часа нахожусь на сцене. Один московский критик мне сказал: “Тамара, так уже никто не играет!” Зато столько призов за эту роль получила! Награду “За правду образов в сценическом воплощении современной прозы” на IV международном фестивале театрального искусства имени Федора Абрамова в Архангельске, “Золотой диплом” международного фестиваля “Золотой Витязь” в Москве...

— О вас говорят как об интеллектуальной актрисе, вспоминая, что сначала вы окончили филфак БГУ и только потом решили связать свою судьбу с театром.

— Действительно, в театр я пришла с богатым багажом. Не голенькая. Поработала редактором в издательстве, переводчиком. Три года отучилась в театральной студии при театре Янки Купалы. Каждый день ходила на спектакли, смотрела всех корифеев. Думаю, для актера важно знание литературы, истории, чего у многих молодых коллег, к сожалению, сегодня нет.

— Но не каждого режиссера устраивает актер с багажом. Многим нужны просто исполнители.

— Мне везло с режиссерами. Виталий Барковский ставил театральный триптих о художниках — Шагале, Сутине и Пэне. С этими спектаклями мы объездили весь мир. Попали в европейскую обойму. Барковский — режиссер космического мышления. Выступали в Нью-Йорке, Бостоне, Бонне, Лондоне. В Париже к нам приходил Ален Делон, выражал восхищение модельер Пьер Карден. В 2000 году в Эдинбурге мы получили главный приз международного фестиваля.

— Я помню, как-то говорили, что Барковский — по большому счету, режиссер для эстетов, а вот простого витебского зрителя от вашего театра он как раз отвадил...

— Почему? У него были замечательные зрительские работы. “Правда — хорошо, а счастье лучше” по Островскому, например. Конечно, его театр не для обычной публики. Это элитные спектакли. Его школа дала мне очень многое. Это другое существование на сцене.

На режиссеров-интеллектуалов мне везло. Когда-то Валерий Маслюк доверил мне роль Агафьи Тихоновны в “Женитьбе”. Хотя я была уже не молоденькой. Моим партнером был потрясающий Владимир Кулешов. Как он работал! Какая энергетика от него шла! Рид Талипов доверил мне роль оперной дивы Джин в “Квартете”. До этого никогда не играла таких героинь. Искала в ней чисто человеческие качества.

В “Афинских вечерах” Валерия Анисенко играю графиню Ростопчину, которая 21 год провела в лагерях.

Интересные роли достались и в спектаклях Михаила Краснобаева — “За двумя зайцами” и “Христос приземлился в Гродно”.

Наша недавняя премьера “Белый ангел с черными крыльями” совсем немрачный спектакль, как многим кажется. Сама тема такая. Но ведь это есть в жизни, сколько примеров! Замалчивать сегодняшние проблемы молодежи нельзя.

— Театру посчастливилось поработать и с московским режиссером Валерием Беляковичем над “Ромео и Джульеттой”...

— Я влюблена в его творчество. Это гений! 10 лет он приезжал к нам на “Славянский базар”, показывал спектакли. Он дал мне не просто роль Кормилицы, а показал мировой класс режиссуры. До сих пор играем “Ромео и Джульетту” с полной отдачей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter