Накормите нотами клавиши!

Он обучил сотни музыкантов, ни разу не увидев ни одного из них

Владимир Писаренко вырастил сотни музыкантов, ни разу не увидев ни одного из них

Ему 62 года. Он работает преподавателем по классу баяна и аккордеона в Рогачевской детской школе искусств. Женат. Вырастил дочь, посадил сад. Отпуск проводит на даче, где рубит дрова, растапливает камин, чистит и варит картошку. От тысяч обычных людей его отличает лишь одно: он ничего не видит. Чтобы узнать о том, как человек становится сильнее обстоятельств, корреспондент «Р» отправилась в гости к Владимиру Степановичу.

Конкурс на подпись

В детской школе искусств его кабинет нахожу быстро, стучусь.

— Заходите, мы с Никитой уже заканчиваем, — приглашает наставник, протягивая мне руку для приветствия.

На первый взгляд, урок особенного учителя ничем не отличается от стандартного занятия.

— Бывает, дети и по месяцу не замечают, что я не вижу, — на минутку отвлекается Владимир Степанович. — Не обходится и без курьезов. Помню, сразу после училища я работал в поселке Белицк Рогачевского района, где параллельно с занятиями в музыкальной школе вел пение. Как-то вызываю ученика, он рассказывает текст песни, а голос звучит неестественно, словно «ударяясь» о страницы. Я говорю: «Положи книгу». И тут дети неожиданно загудели: «Нет, ну он точно видит!» А вообще, мы с учениками обычно сразу понимаем друг друга.

Никита последний на сегодня раз растягивает меха аккордеона и торопится на улицу к друзьям.

— Я тоже не могу сидеть на месте, — говорит собеседник, расставляя вдоль стены стулья, на которых они с учеником только что сидели. — Кроме занятий в Рогачеве, три раза в неделю веду уроки в агрогородке Заречье, куда езжу на маршрутке.

— За город? — удивляюсь.

— Со мной ездят четыре молодые учительницы, которых я курирую. Чем не стимул? — шутит Владимир Степанович. — Хотя на самом деле, исключая зиму, я весь год живу на даче, откуда до Заречья — 10 минут. К тому же по дачному поселку я легко передвигаюсь без сопровождения.

Замечаю, что на столе лежит книга, написанная шрифтом Брайля.

— Это мои ноты. У меня таких сборников штук триста, в бытность Союза выписывал их из Москвы. Сейчас покажу, — учитель подходит к шкафу, достает одну из книг и проводит пальцами по шершавой странице. — Альфред Мирек, «Школа игры на аккордеоне». Толстая, правда (как два тома «Войны и мира». — Прим. авт.)? А со стандартными нотами — тоненькая.

Планы занятий Владимир Степанович пишет Брайлем, затем диктует жене или дочке, и они переписывают их в журналы. А росписи ставит печатью — она у него хранится в коробке с надписью «Подушка штемпельная». Кстати, дети в дневники оценки ставят с его слов сами, он им доверяет.

— И не хитрят? — интересуюсь.

— Всякое бывает, это же дети. Порой звоню родителям и спрашиваю: «Ваш сын занятие пропустил, потому что приболел?» А они мне: «Как пропустил? У него же сегодня восьмерка стоит!» Для таких случаев я помню домашние и мобильные номера всех родителей своих учеников. Хотя, знаете, с детьми мне везет. В первый год работы занимался у меня такой мальчишка — Витя Исаков. Так он мне при необходимости помогал в школу добираться. После уроков мы садились на велосипед — он на раму, а я крутил педали — и ехали. Однажды, правда, нас милиция остановила. Начали ругать, мол, что вы вдвоем на одном велосипеде катите. А мне неловко признаваться, что я ничего не вижу, говорю: «Простите, спешим». Милиционер не успокаивался: «Сейчас колеса спущу». К счастью, по этой же дороге ехал главврач местной больницы. «Вы что, не замечаете, что он незрячий?» — возмутился он. Милиционеры, конечно же, нас отпустили.

«Приехал министр сельского хозяйства»

— А как вы потеряли зрение? — меняю тему разговора.

— С четвертого класса я стал плохо видеть. В пятом начал заниматься в спецшколе, где одна учительница посоветовала мне учиться музыке. Кстати, мой первый наставник тоже ничего не видел, — вспоминает собеседник. — Увлечение переросло в профессию. Диплом я получал в Курском музыкальном училище-интернате для слепых. На четвертом курсе, тогда мне было 19, зрение пропало.

— Радует, что хороших людей у нас немало, — поддерживаю разговор.

— К счастью, многие из них мои друзья. У меня никогда не было проблем, как куда-то добраться. Если у жены или дочки вдруг не получается встретить или провести, выручают товарищи. В 1970-х мы с супругой переехали в Рогачев. Мой тогдашний сосед в это время был водителем у начальника сельхозпредприятия. На обед он приезжал на служебной «Волге» и перед тем, как поесть, отвозил меня в школу. Коллеги шутили: «Приехал министр сельского хозяйства».

— А почему не культуры?

— На крыле машины большими буквами было написано: «Сельхозтехника», — поясняет собеседник. — Что-то мы засиделись. Идемте домой, познакомитесь с моей Людмилой Сергеевной.

Пока я собираю вещи, Владимир Степанович достает из шкафа пальто и по-джентльменски подает его мне.

…Людмила Сергеевна и дочка Наталья с порога приглашают нас за стол.

— А как вы с Владимиром Степановичем познакомились? — спрашиваю.

— Я приехала в Белицк по распределению, — отвечает Людмила Сергеевна. — Записалась в самодеятельность, где и встретила Володю.

— Он в это время уже ничего не видел?..

— Но я на это не обращала внимания. Володя очень добрый, трудолюбивый, жизнерадостный, — продолжает собеседница. — Его сложно не полюбить.

— С такими качествами у вас, наверное, от девушек не было отбоя? — шутя, обращаюсь к Владимиру Степановичу.

— Да, было такое, но Люда у меня самая лучшая и голос у нее очень красивый, — смеется он. — Я постоянно играл в самодеятельности. Помню, в шесть вечера за мной заезжала колхозная дежурная машина, и мы отправлялись в деревенский клуб. После репетиций домой возвращался около полуночи. А однажды машина, на которой меня подвозили, сломалась, так мы с хлопцами и девчатами до пяти утра пели.

— А еще он у нас шутник, — говорит дочь Наталья.

— Я просто стараюсь видеть в жизни больше положительных моментов, — поясняет отец. — Как-то мы с племянницей догоняли автобус. Запрыгивая в него, я случайно толкнул какого-то мужчину. Тот упал и как закричит: «Ты что, слепой?!» А я отвечаю: «А как вы угадали?» В общем, мы вдвоем рассмеялись.

Когда я ехала в Рогачев, то волновалась, чтобы во время беседы вдруг не возникло неловких пауз или непонимания. Разговор же оказался очень позитивным и легким, а мой собеседник — одним из самых жизнерадостных людей, которых доводилось встречать.

На снимке: Никита ЛЕОНЕНКО занимается у особенного учителя уже четвертый год.

Фото: Екатерина ПАНТЕЛЕЕВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter