Что в первоочередных планах у обновленного Совета по развитию предпринимательства при Президенте?

Находки завтрашнего дня

Недавно в Правительстве прошло первое заседание обновленного Совета по развитию предпринимательства. Больше половины его участников впервые сели за этот круглый стол, чтобы сообща решать вопросы и проблемы бизнеса. «Р» полюбопытствовала, с какими ожиданиями и предложениями «новички» и «бывалые» пришли в совет.


Жанна ТАРАСЕВИЧ, директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского:

— Мы будем предлагать к рассмотрению две проблемы. Первая лежит в области Указа № 488 по лжепредпринимательским структурам. Будем настаивать на внесении изменений в документ. Речь о том, чтобы принимать меры к субъектам хозяйствования, наказывать организации за сотрудничество с нечестными игроками за время после признания их лжепредпринимательской структурой. Сейчас, если договор был заключен в 2013 году, а в реестр лжепредпринимателей организация попала в 2015-м, сделка признается незаконной со всеми вытекающими для обеих сторон последствиями. Кроме того, есть предложения в отношении самой процедуры признания структуры лжепредпринимательской, внесения ее в реестр, исключения из него.

Вторая проблема — совершенствование налоговой политики. В частности, мы предлагаем рассмотреть изменения в Налоговый кодекс. Для чего? Чтобы снизить нагрузку на бизнес. Например, за счет перераспределения обязательных социальных отчислений между нанимателем и работником. Будем обсуждать другие безусловные платежи предприятий, например за платные дороги, госпошлины. А дальше, может уже в следующем квартале, будем предлагать провести международную конференцию на тему «Фискальная политика как фактор устойчивого экономического роста страны».

Ярослав РОМАНЧУК, исполнительный директор аналитического центра «Стратегия»:

— Еще до заседания совета я письменно изложил свое представление о том, чем должен заниматься этот орган. В моем документе 22 пункта. В частности, совет должен не только концентрироваться на бедах и проблемах предпринимательства, но и помнить о поддержке структурной перестройки экономики, формировании конкурентных отношений, улучшении качества работы госорганов. Крайне важно, чтобы совет осмысливал не только предложения Правительства, но и вырабатывал свои.

Думаю, найдется время и на вопрос о том, как построить финансирование работы совета и бизнес-союзов. В Национальной платформе бизнеса не первый год фигурирует такой пункт: включать суммы вступительных и членских взносов, перечисляемых в некоммерческие объединения и общественные организации промышленников и предпринимателей, в затраты по производству и реализации товаров, работ, услуг. В размере не более 500 базовых величин в год. Такой порядок в мировой практике поддержки гражданских инициатив. Предлагаю также максимально использовать современные технологии, чтобы сэкономить время на рассмотрение вопросов и запросов, поступающих в совет. Например, создать на сайте или в соцсетях закрытую группу, где каждый член совета смог бы высказать свое мнение по предложенным вопросам, проголосовать. Так мы бы могли наработать опыт коммуникаций, который потом можно было бы рекомендовать всем госорганам. А активное применение инструментов электронного правительства могло бы стать нашей отличительной чертой. Чтобы популяризировать работу совета, заседания можно проводить в режиме онлайн-трансляций, завести страничку в соцсетях, чтобы информировать людей, вовлекать их в обсуждения, слышать их мнения.

Еще один острый вопрос касается статотчетности. А именно предлагаю отменить обязательную подачу сведений для микромалых организаций, перейти на добровольный метод сбора данных. Сегодня объем необходимых статистике сведений гигантский, такие же и штрафы за задержку. А какой от этого результат, как часто сам бизнес пользуется информацией? Реализация этого предложения позволит сэкономить коммерческим организациям до 500—700 млн долларов в год.

Есть и конкретные кейсы. Так, к нам уже поступает ряд претензий бизнеса по поводу того, как несправедливо местные органы власти относятся к ним в вопросах аренды. Мы видим четкие нарушения Директивы № 4, когда недвижимость используется как инструмент давления.

Валентин БАЙКО, председатель общего собрания участников СООО «Конте Спа»:

— Вопросы во многих отраслях экономики страны, как выразился Президент, должны решаться от земли. Думаю, у каждого бизнесмена и предпринимателя есть те вопросы, которые либо «болят», либо решение их привело бы к улучшению ведения бизнеса или улучшению каких-то показателей для предприятий. Думаю, если бы этому совету удалось решить 100, 200, 300 конкретных вопросов, было бы большое достижение для страны в целом. Какой вопрос важен лично мне? Вы знаете, что такое комплект? Вот сумочка с заколкой может быть комплектом? Цена вопроса на текущий момент для предприятия — 500 тысяч долларов экспортной продукции, которая не была поставлена за рубеж. Потому что кто-то или какие-то нормативно-правовые акты считают, что сумочка с заколочкой не может быть комплектом. Мелочь, а цена вопроса — полмиллиона долларов. Думаю, что таких вопросов у предприятий может быть масса. И я бы хотел, чтобы решались конкретные вопросы, практические, а не общие. Один вопрос полмиллиона, еще вопрос на полмиллиона. Сто вопросов решили — страна получила бы средства.

Павел ТОПУЗИДИС, председатель совета директоров ООО «Табак Инвест»:


— Единственное, что хочет бизнес от совета, — возможность доносить свои вопросы на самый верх. И не просто доносить, но чтобы по этим вопросам принималось решение. Иначе, на мой взгляд, этот совет не нужен. Здесь же нелишним будет делиться и успехами, показывая пример другим.

Александр ШВЕЦ, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей:


— Барьеры, которые мешали работе бизнеса, тому, чтобы граждане больше себя реализовывали, решался вопрос самозанятости, фактически устранены. Теперь на первый план будет выходить вопрос правоприменительной практики. Кроме того, мы видим, что уровень доверия к экономическим судам относительно невысокий, он требует диалога с судебной системой.

ЦИФРОНОМИКА

• 2,8 млрд долларов составило отрицательное сальдо внешней торговли товарами в январе — августе 2017 года.

• 9 нашим предприятиям минфин США продлил разрешение на совершение сделок еще на полгода. Санкции были введены в начале прошлого десятилетия. Однако еще в 2015 году Барак Обама подписал указ о временной приостановке санкций сроком на шесть месяцев. С тех пор решение регулярно продлевается. В списке находятся «Белшина», «Гродно Азот», «Гродно Химволокно», «Лакокраска», «Нафтан», «Полоцк Стекловолокно» и другие.

Следующее заседание совета может состояться в Гродненской области через месяц-полтора
ФОТО БЕЛТА

• 4 млрд долларов — на такую сумму рассчитывают Беларусь и Польша в ближайшей перспективе увеличить взаимный товарооборот. За восемь месяцев года он составил 1,6 млрд долларов.

• 36 млн долларов собственных средств потратит Банк развития на покупку активов Белинвестбанка.

• 1,5 млрд долларов — на такую сумму за третий квартал 2017-го международные банки развития одобрили к финансированию проектов в странах СНГ. Из них 60% — суверенное финансирование, 40% — финансирование в частном секторе.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter