Находим в малом, теряем в большом

1,3 МИЛЛИОНА тонн молока недобрала республика за два последних года по программе развития животноводства, утвержденной Советом Министров. Эта негативная тенденция продолжала оставаться и на протяжении трех прошедших кварталов нынешнего года. Что надо сделать, чтобы остановить падение производства молока и начать прирастать по надоям? Об этом и многом другом шла речь на выездном семинаре-совещании в Сенненском районе. В его работе принял участие министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид ЗАЯЦ.

Производство молока остается главной проблемой животноводства

1,3 МИЛЛИОНА тонн молока недобрала республика за два последних года по программе развития животноводства, утвержденной Советом Министров. Эта негативная тенденция продолжала оставаться и на протяжении трех прошедших кварталов нынешнего года. Что надо сделать, чтобы остановить падение производства молока и начать прирастать по надоям? Об этом и многом другом шла речь на выездном семинаре-совещании в Сенненском районе. В его работе принял участие министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид ЗАЯЦ.

Чем придется и как попало, или Почему нарушается технология кормления животных

Один из главных недостатков в молочном скотоводстве — отсутствие сбалансированного кормления дойного стада. Животных кормят чем попало и как придется, бессистемно. Правильная технология кормления отсутствует почти повсеместно.

Для увеличения надоев многие хозяйства в немалых объемах используют комбикорма. Во-первых, они не дешевы и себестоимость молока из-за этого нисколько не падает, если не наоборот. Во-вторых, в таком случае в организме животного происходит нарушение обмена веществ. Корова — животное жвачное, в ее рационе должны преобладать травяные корма. А комбикорм надо вводить в рацион в ограниченных количествах. Если же эту пропорцию нарушить, то корова жиреет, и отдача от нее снижается.

Впрочем, в ряде сельхозорганизаций увлекаются не только комбикормами, но и кукурузным силосом. Слов нет, корм в целом неплохой, однако полагаться только на него не следует. Силос должен занимать в рационе отведенное ему место, и не более того. Почему-то на местах недооценивают сено, хотя исстари только им и кормили коров. Может, это происходит от того, что сено сложно заготовить? Куда проще с сенажом и силосом. Натолкал их в траншею — и дело с концом. А то, что повсеместно нарушаются сроки закладки корма и коровы его едят разве что сильно проголодавшись, это, похоже, мало кого волнует.

И уж совсем не любят в хозяйствах так называемые непрофильные корма. Ту же патоку, к примеру. Минсельхозпрод, как сказал начальник главка интенсификации животноводства и продовольствия Иван Карсеко, «отвоевал» у концерна «Белгоспищепром» определенное количество этой самой патоки, а с мест уже поступают письма с отказами от нее. И эти «челобитные» пишут специалисты, которых, по идее, не надо агитировать за то, что и само собой понятно.

Почему в хозяйствах нарушается технология кормления животных? Потому что коллективы не заинтересованы в результатах труда, а со стороны ветеринарной службы, которая призвана на государственном уровне отслеживать эти процессы и пресекать негатив, нет настоящего и действенного контроля.

Изъяны видимые и невидимые, или Как здоровье коровы отражается на продуктивности

Впрочем, неправильное кормление — это не только недобор продукции, но и ухудшающееся здоровье животного. Желудки у многих коров из-за такого кормления, словно испытательный полигон, никуда не годные. Животные начинают болеть, не могут дать здоровое потомство, иные из них вообще перестают выполнять функцию рождения.

Это, так сказать, невидимые глазу изъяны, в которых разберется разве что только специалист. Но ведь животные страдают и от внешних факторов, которые всем очевидны. Одним из наиболее распространенных является несвоевременная обрезка у животных копыт. Казалось бы, чего проще. Но это простое на первый взгляд занятие переросло в проблему в масштабах всей республики.

Чтобы вовремя обрезать у коровы копыта, необходимо два условия: наличие в хозяйстве специалиста-ортопеда и специального оборудования, а проще говоря, станка и абразивного инструмента. Однако задачи не могут решить не только отдельные хозяйства, но даже целые районы. В частности, такие примеры есть на Могилевщине. Первый заместитель директора Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода Юрий Пивоварчик предлагает создать для этих целей в каждом районе специальные бригады из специалистов-ортопедов, закупить оборудование. Или же обратиться к коммерческим структурам, работающим в этом направлении. Но мириться с тем, что у коров копыта отрастают, словно лыжи, нельзя ни в коем разе. Они цепляются этими «лыжами» за пол, если он к тому же еще неровный, падают, нанося себе ушибы, а то и ломают ноги. По большому счету, это издевательство над животными.

Заболевание, которое, как репей, повязало многие дойные стада, — маститы. Справиться с ними можно, только если за стадом будет постоянно наблюдать ветврач-маститник, как его называют специалисты. Но для многих хозяйств это непозволительная роскошь. Обычный же ветврач просто не успевает за всем уследить. Кстати, дефицит этих специалистов самый острый из всех на селе. Заниматься ветврачам и ветфельдшерам приходится тем, от чего многие, как говорят в таких случаях, воротят нос, а заработная плата у этих специалистов небольшая — в среднем по республике она не превышает 2,3 миллиона рублей в месяц. Вот и получается, что ежегодно Витебская академия ветеринарной медицины, колледжи выпускают сотни молодых ветеринарных специалистов, а работать ветеринарами в хозяйствах практически некому.

Больных животных, как известно, лечат. Но так уж повелось, что ветврачи предпочитают иностранные лекарства, которыми хозяйства исправно снабжают различные коммерческие структуры. В то же время в республике существует достаточно развитое производство отечественных ветеринарных препаратов. Они, утверждают специалисты, нисколько не уступают иностранным аналогам.

Коровы страдают от малоподвижности. Те вольеры, которые строят обычно возле ферм, в зимнее время для них недостаточны. Корова в них не может пройти 5—7 километров, которые она обязана проходить ежедневно.

Неправильное кормление и невнимательный, а порой и безразличный уход за животными приводят к тому, что из основного стада раньше положенных сроков выбывают совсем еще не старые коровы. На их замену уходит время, и эта брешь порождает недобор молока. Правительство и Минсельхозпрод, дабы пресечь эту негодную практику, ограничили выбытие животных из основного стада 25 процентами. Однако это условие соблюдается не всеми. В иных районах указание поняли с точностью до наоборот. К примеру, в Калинковичском, где выбытие буренок из основного стада приобрело неконтролируемые масштабы. И после этого мы говорим об увеличении производства продукции. Впрочем, говорить и желать можно чего угодно. Гораздо труднее воплотить задуманное в конкретные дела.

Телят запаивают молоком, или Для чего понадобились сепараторы

Корова вырастает из теленка. Значит, теленок должен быть здоровым и развитым. «А что нередко бывает в наших хозяйствах? — вопрошал профессор Витебской академии ветеринарной медицины Ростислав Кузьмич. — Это слабые, недоразвитые телята, горе-потомство». Кстати, ученые этого вуза прибыли на семинар-совещание с конкретными предложениями. Многие из этих предложений, несомненно, найдут свое применение на практике после проведенного ими мастер-класса.

Одна из хронически не решаемых задач — воспроизводство стада. Этот показатель оставляет желать лучшего на протяжении уже нескольких последних лет. Во-первых, неумело проводится осеменение. Во-вторых, недокормленные, физически ослабленные коровы и телки не в состоянии забеременеть. Работа по большому счету пущена на самотек. Итог — ни одна из областей не обеспечивает стопроцентного по норме выхода телят. Зато из года в год идет откат в обратную сторону. В Краснопольском районе, к примеру, от ста коров получили всего 42 теленка. Это ниже низшего предела.

В некоторых хозяйствах к содержанию телят подходят в высшей степени безразлично. К примеру, выпаивают их не хорошим цельным молоком, а тем, которое не принимает молочный завод. Но ведь ребенка-то мы с вами вскармливаем всем лучшим. И теленка положено так же кормить, особенно в самом раннем возрасте, подчеркивают ученые.

Телят зачастую содержат в скученности, при недостатке свежего воздуха, плохом освещении, разными по полу и возрасту. Из-за этого у них замедленное, неравномерное развитие, плохо формируются основные функции жизнедеятельности. И из такого потомства мы пытаемся получить здоровых и продуктивных коров.

На бедных телят, словно на тех стрелочников, навешивают такие объемы выпойки молока, потребляя которые они должны расти, словно на дрожжах. Но растут они противоположно иными темпами. Тем не менее объемы молока на них списывают явно завышенные. Абсолютный рекорд по этому показателю установил Славгородский район. Там теленок за период выращивания — если судить по отчетности — потребляет молока почти вдвое больше нормы. В Гомельской области установили свой норматив на выпойку телят и... сами же его не выполняют. При этом нигде не учитывается такой фактор, как заменитель цельного молока. Хозяйства буквально игнорируют его.

Вообще, с молоком в иных сельхозорганизациях творится что-то невообразимое. Молочные комбинаты вынуждены проверять его с излишней скрупулезностью, иначе попадают впросак: невозможно изготовить продукцию. К примеру, сыры. А хозяйства делают вид, будто ничего не произошло. В действительности же, по словам директора государственного учреждения ветеринарного надзора Глафиры Ермакович, они закупили сепараторы и перегоняют на них некачественное молоко, чтобы несколько улучшить и сдать на молочный комбинат. Но в таком молоке убиваются живые микроорганизмы, и оно ограниченно годится на переработку.

Агенты влияния, или Недостатки преодолимы

Недостатки, о которых говорилось на семинаре-совещании, преодолимы. Так считает министр Леонид Заяц. Животноводство, которое занимает 60 процентов удельного веса всей сельскохозяйственной продукции и на долю которого приходится свыше 70 процентов выручки, просто обязано быть эффективным. Для этого всем специалистам — от министерства до хозяйства — необходимо влиять на процессы, происходящие в отрасли, упреждать негатив, бороться с ним, не допускать повторения. По словам министра, не доярка или скотник влияют на продуктивность животных. «Законодателями моды» должны оставаться специалисты.

По мнению Леонида Зайца, недостаточной в решении вопросов развития животноводства является роль областных комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию и райсельхозпродов. И обижаться на этот упрек не стоит. Лучше делом доказать, кто на что способен.

Олег ШВЕДОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter