В грузах, которые дальнобойщики везут из стран Средней Азии, порой оказываются наркотики

Наказания без вины не бывает?

Российская пресса вовсю обсуждает проблему «слепых мулов» — тех, кто не раздумывая соглашается перевезти через границу чужую посылку либо чемодан, а в итоге попадает в ряды наркокурьеров. Десятки россиян сейчас находятся в тюрьмах Таиланда, Филиппин, Гонконга, Вьетнама и других стран азиатского региона. Всех их подозревают в контрабанде наркотиков, но каждый готов поклясться, что стал жертвой своей же доброты и ничего не знал об опасном грузе. Кто–то якобы просто переправил передачку по просьбе знакомого, а кто–то был уверен, что везет в запечатанном багаже дорогие бразильские футболки, а не килограммы кокаина. У нас проблема стоит несколько под другим углом: под удар попадают не авиапассажиры, а водители–дальнобойщики.

ФОТО АРТУРА ПРУПАСА

В апреле прошлого года на азербайджано–иранской границе таможенники задержали российскую фуру Volvo, которая перевозила изюм из Ирана в Бельгию. За рулем был житель Витебска. Таможенный досмотр показал: среди 20 тонн изюма спрятана партия героина — 505,5 килограмма! Водитель уверял, что об опасном грузе ни сном ни духом. Спустя пять месяцев на этой же границе внимание таможенников привлекает еще одна фура, на этот раз держащая путь из Ирана в Брест. Ситуация как под копирку: номера российские, за рулем — водитель из Вилейки, в прицепе, где на сей раз перевозился гранит, — 3 килограмма героина. Знал дальнобойщик или нет? Часто сотрудникам наркоконтроля нужно провернуть огромную работу, чтобы ответить на этот вопрос. Задерживали наших граждан в таких ситуациях и в России, на границе с Украиной и Прибалтикой. Причем, действительно, случается, что водители, работающие на иностранные компании по международным перевозкам, вынужденно играют роль «слепых мулов». Как правило, речь идет о грузе из стран Средней Азии, в том числе Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана. Его дальнобойщики спокойно везут, не подозревая, что там припрятан героин. Результат чаще всего плачевный — попадание под санкции страны, чьи специалисты обнаружили наркотик. Более того, законы этого государства могут быть максимально суровыми, как, скажем, во Вьетнаме, где за перевозку наркотиков предусмотрена смертная казнь.

Но если факты подтверждают, что водитель стал наркокурьером поневоле, кто в таком случае отвечает за преступный груз? Андрей Саладовников, заместитель начальника главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД, уточняет: при таком раскладе ответственность обычно ложится на плечи грузоперевозчика. В самом деле, ситуации повторяются. Дальнобойщику просто прицепляют запечатанный груз, а на границе его ждет неприятный сюрприз — собаки или рентгенустановки обнаруживают запрещенные вещества. Сталкивались сотрудники подразделений наркоконтроля и с другими уловками по использованию «слепых мулов», которые практиковали при перевозке амфетамина из Литвы: небольшой пакет помещали под бампер машин, стоящих возле супермаркета, отслеживали эти автомобили и забирали груз, когда он пересекал границу.

Россиянину Юрию Кирдюшкину бесплатную поездку за границу предложил друг.
И все же такие эпизоды, подчеркивают специалисты, — скорее исключение из правил. Обычно наркотрафик представляет собой выстроенную схему, и люди знают, на что идут. Как правило, даже если они поначалу с пеной у рта от всего открещиваются, в процессе предварительного расследования правда выходит наружу. Другое дело, что позиция «я не знал!» может быть просто защитой, в том числе навязанной адвокатом. Вот и в российских делах «слепых мулов» всплывают любопытные нюансы. К примеру, одна из задержанных девушек училась в Сибирском юридическом институте Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. С такой строчкой в биографии сложно доказать, мол, ведать не ведала, что лучше не брать сумки у незнакомых иностранцев. Другой фигурант работал в аэропорту и тоже, перевозя чужую посылку, вряд ли не понимал степени риска...

Анастасия Новопашина думала, что везет теплую куртку мужу знакомой. Сейчас она в филиппинской тюрьме.
Вообще, у ситуации с нашими дальнобойщиками история длинная и запутанная. В МВД предложили обратиться к самому началу — громкому делу с участием международной преступной организации, которая с 2010 года занималась поставками марокканского гашиша. В деле фигурировали 15 граждан Беларуси, России, Польши, Литвы, Украины, Молдовы и Германии. Им удалось поставить в нашу страну не менее тонны гашиша, часть которого осела в Беларуси, а вторая — в России. Не менее резонансная история произошла и 7 лет назад, когда в Москве задержали некоего Ивана, известного в преступных кругах под кличкой Калдыба. У него изъяли 20 килограммов героина, а впоследствии — еще 15 килограммов. Это был как раз тот случай, когда использовались третьи лица, которые доставляли наркотики из Средней Азии железнодорожным транспортом. Правда, как показало следствие, эти курьеры не были невинными «слепыми мулами» и прекрасно знали, что везут, кому и куда, причем за немалые деньги. Когда были установлены остальные фигуранты дела, оказалось, что на территорию России наркотик попадал и большегрузным транспортом из Кыргызстана. Товар камуфлировали под различные овощи и фрукты — яблоки, лук, грецкие орехи. Да так умело, что не отличишь от обычных! Скажем, героин прессовался в виде шарика, приклеивалась луковая шелуха и корешки. Одна такая луковица весила в среднем от 160 граммов. Та же история и с грецкими орехами: наркотик или прятали внутри в скорлупе, или прессовали под оригинал. Груз умело распределяли в общей массе, при этом имелись пометки по качеству героина. Например, везет фура 20 тонн товара, а в ней, как правило, в специальных ящиках размещено 150 килограммов героина, а то и больше. Машина успешно проходила несколько границ, но все это время наши специалисты ее отслеживали, анализировали поведение водителя, в том числе чтобы понять, знает ли он о содержимом своей фуры. К задержанию приступали лишь после того, как груз поступал непосредственно к заказчику. Тогда вину дальнобойщиков полностью доказали: каждый знал, какой товар у него в прицепе...

Кстати

«Слепыми мулами» рискуют стать и студенты, например, получающие образование в Санкт–Петербурге. В главном управлении по наркоконтролю рассказывают, что пристально отслеживают информацию об использовании наших граждан в качестве «слепых и не очень мулов», чтобы не допустить попадания наркотиков в Беларусь. В том числе нередки ситуации с белорусскими студентами, перевозящими в страну чаще всего амфетамин.

Советы «СБ»

Два главных правила безопасности, чтобы вас не использовали «втемную»:

• внимательно осматривайте свой багаж;

• не берите посылки, передачи, пакеты от незнакомых людей.

КСТАТИ

Наша страна — транзитная, поэтому в громких задержаниях с наркотрафиком то и дело фигурируют иностранцы, как правило, граждане России и прибалтийских стран. Обычно на преступление идут осознанно, ради внушительного гонорара. Например, несколько лет назад белорусский организатор использовал литовского проводника поезда для пересылки наркотиков в Россию. Прошлым летом в пункте пропуска «Лаворишкес — Котловка» на литовско–белорусской границе задержаны пятеро граждан Литвы, которые тоже направлялись в Россию. В их машине обнаружено 94 килограмма гашиша. А несколькими месяцами ранее там же внимание таможенников привлек житель Вильнюcа, ехавший транзитом из Испании в Россию. В его автомобиле оказались 93 пакета гашиша общим весом 164 килограмма.

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter