Наказание за преступление

Президент провел совещание по совершенствованию уголовного законодательства

Президент провел совещание по совершенствованию уголовного законодательства


На совещание к Президенту главные юристы страны — как теоретики, так и практики — принесли по томику Уголовного кодекса. И наверное, легко могли бы общаться на своем профессиональном языке, сыпля юридическими терминами и ссылками на статьи свода документов. Однако вопросы, которые вчера обсуждались, явно выходят за узковедомственные рамки, затрагивают интересы многих людей и, что нельзя не заметить, вовремя поставлены. Предложения по усовершенствованию уголовного законодательства сделаны в духе тех процессов, которые сегодня происходят в экономике и общественной жизни страны. Может быть, слово «либерализация» несколько затерлось от частого употребления, но именно им следует охарактеризовать озвученные законодательные новшества. Александр Лукашенко сразу предупредил участников дискуссии, предлагая что–либо или, наоборот, отвергая, они должны руководствоваться исключительно государственным подходом.


Все течет — все меняется. Правосудие должно соответствовать уровню развития общества. «Когда мы вводили новое законодательство, мы договаривались, что будем отслеживать обстановку, ситуацию и периодически возвращаться к этим вопросам, поскольку это очень важная и чувствительная сфера для наших граждан», — напомнил Александр Лукашенко. Тема уголовного процесса несколько раз обсуждалась в прошлом году, в том числе и с участием Президента. По итогам тех «мозговых штурмов» Генеральная прокуратура подготовила соответствующий законопроект, у Григория Василевича вчера был самый большой доклад. Однако, как отметил Александр Лукашенко, между заинтересованными госорганами возник ряд «концептуальных разногласий» по проекту.


В частности, это касается предложения Генерального прокурора о возможности рассмотрения некоторых уголовных дел в суде без участия государственного обвинителя. Речь идет об очевидных преступлениях, в совершении которых человек сознается. Например, уклонение от алиментов. По мнению Григория Василевича, освобождение прокурорских работников от таких дел позволило бы им лучше готовиться к более сложным. «Но не скажется ли это на качестве судебного процесса в целом и будет ли обеспечена надежная защита интересов граждан и государства?» — задался вопросом Президент.


Горячий спор вызвала и еще одна инициатива — так называемая сделка с правосудием. То есть когда лицо, впервые совершившее тяжкое преступление, осуждается, но без наказания, а с выплатой большой денежной компенсации. Этот правовой инструмент довольно широко используется в Европе, однако до сих пор не применялся в Беларуси.


Председатель Верховного Суда Валентин Сукало считает, что весь комплекс либеральных мер позволил бы почти на тысячу сократить число людей, отправляемых в места лишения свободы. Это было бы продолжением тенденции, наметившейся в прошлом году, когда в заключение попало на 2,5 тысячи человек меньше.


«Идея заслуживает внимания. Но вместе с тем важно определиться, на какие категории преступлений может быть распространено такое законодательное положение», — считает Президент.


Допустим, что касается ответственности коррупционеров, то, как выразился Александр Лукашенко, «никаких послаблений быть не должно» и «здесь еще усиливать надо». «Совершил преступление, принес деньги, откупился и дальше совершай преступления — так быть не должно...»


Премьер–министр и Председатель Правления Национального банка полагают, что действующие нормы Уголовного кодекса тормозят процесс внедрения новых технологий, смелых новаций, привлечение инвестиций, поскольку руководители предприятий не имеют права на риск при принятии управленческих решений.


Чиновник, госслужащий должен четко помнить: раз уж ты пришел на эту работу, то никаких правонарушений совершать не должен. Конечно, все мы люди, бывают и ошибки. Но ошибки и уголовное преступление — это большая разница. По мнению Госсекретаря Совета Безопасности Юрия Жадобина, снижение ответственности за коррупцию в обществе однозначно трактовалось бы негативно, поскольку это было бы расценено как откуп от правосудия.


Президент так подытожил разговор: «Если надо, давайте либерализировать. Только не надо подгонять все проблемы под то, что, мол, руководитель пришел на работу и дрожит от страха из–за того, что примет неверное управленческое решение в плане нововведений на собственном производстве. Таким людям не место в кресле руководителя. Мы должны уйти от излишеств, которые, возможно, сковывают действия руководителя, но ни в коем случае это не должно снимать ответственности за совершенные действия».


До конца февраля законопроект будет дорабатываться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter