После проверок прокуратуры 130 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности
Факты волокиты и бюрократизма, вскрытые в ходе проверок, организованных и проведенных Генеральной прокуратурой в системе Министерства здравоохранения, удивили и возмутили многих. Взять хотя бы такой факт.
Жительница г. Жодино М.Цвирбут занялась протезированием зубов своего сына, инвалида первой группы. После консультаций в Республиканской клинической стоматологической поликлинике в начале нынешнего года О.Цвирбута направили для стационарного лечения в отделение челюстно-лицевой хирургии учреждения здравоохранения «9-я ГКБ г. Минска». Но когда инвалид прибыл в больницу, в госпитализации ему отказали. По причине отсутствия гарантийного письма Жодинского ТМО. Более полугода потребовалось учреждениям здравоохранения для согласования действий и оказания медицинской помощи инвалиду первой группы! Из-за бюрократических проволочек и откровенной волокиты не только ущемлены его права, но также причинен моральный и материальный ущерб.
Принципы врачебной этики и геронтологии грубо нарушались медицинским персоналом таких учреждений здравоохранения, как 10-я ГКБ г. Минска и РНПЦ г. Гомеля при оказании офтальмологиче-ской помощи Р.Назаровой, Дятловской центральной районной больницы при лечении Э.Каплан, Могилевского диагностического центра в отношении Ф.Лившица. Нашли свое подтверждение жалобы В.Хващев-ской, А.Губернаторовой и В.Белан, которые высказывали претензии соответственно к Крупскому РТМО, поликлинике Железнодорожного района г. Гомеля и Гомельской областной клинической больнице.
В учреждениях здравоохранения повсеместно выявлены нарушения санитарных норм и правил размещения больных в стационарных лечебных учреждениях. Установлены факты размещения больных на коридорах при наличии свободных мест в палатах и вообще свободных палат.
В то же время учреждениями здравоохранения нарушаются требования по минимальной площади помещений на одну койку в палатах, установленные соответствующими строительными нормами и правилами. В подавляющем большинстве случаев на одного больного приходится от 3 до 4,5 квадратного метра площади палаты при норме от 6 до 13 квадратных метров.
Кроме того, проверкой установлено, что Министерством здравоохранения в нарушение требований постановления Совета Министров Беларуси от 8 октября 2003 года № 1276 не были приняты меры к четкому разграничению объемов бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг, определению связанных с этим терминов и понятий в законодательных актах, стоимости платных услуг. Все это свидетельствует об отсутствии необходимого нормативного регулирования порядка оказания медицинской помощи на платной основе и надлежащего контроля со стороны Министерства здравоохранения Республики Беларусь за оказанием этих услуг гражданам.
Начальникам управлений здравоохранения облисполкомов прокурорами областей внесены представления об устранении нарушений законодательства об обращениях граждан, а также 29 представлений руководству лечебных учреждений, объявлены 15 официальных предупреждений о недопустимости нарушений закона.
Результаты проверки были рассмотрены на заседании коллегии Прокуратуры Республики Беларусь с участием министра здравоохранения В.Жарко. Из материалов проверок, выступлений на коллегии к тому же следовало, что выявленные прокурорами нарушения стали возможными из-за отсутствия требовательности и взыскательности к должностным лицам учреждений здравоохранения со стороны самого Министерства здравоохранения.
Не случайно генеральный прокурор Петр Миклашевич внес представление министру здравоохранения о выявленных нарушениях законодательства. Василий Жарко рассмотрел представление и вскоре сообщил о принятых мерах по устранению нарушений законодательства об обращениях граждан и законодательства, регламентирующего оказание медицинской помощи населению. По вскрытым прокурорами фактам 130 виновных должностных лиц привлечены к мерам дисциплинарного воздействия. В числе других мер Мин-здрав направил в адрес управлений здравоохранения облисполкомов, комитета по здравоохранению Мингорисполкома, организаций здравоохранения республиканского подчинения разъяснения о перечне услуг, отнесенных к сервисным, порядке определения их стоимости и заключения договоров на их предоставление.
Конечно, очень трудно устранить многочисленные нарушения за короткое время. Но, думается, если Министерство здравоохранения будет работать над решением этой проблемы постоянно, оно достигнет желаемых результатов.