Можно ли не пристегивать ребенка-инвалида?

Наказание ремнем

В Ульяновске сотрудники ГИБДД оштрафовали отца ребенка–инвалида. За то, что перевозил четырехлетнего малыша лежа, без автокресла и непристегнутым. Ни попытка объяснить, что мальчик серьезно болен, а потому не может сидеть в салоне автомобиля и пристегивать ремнем безопасности его нельзя, ни справка о том, что сын страдает тяжелой формой ДЦП, водителю не помогли. Инспектор был непреклонен: 3.000 российских рублей за нарушение ПДД. Возмущенный россиянин записал видеообращение к Президенту РФ и депутатам Госдумы и подал в суд, надеясь добиться отмены штрафа. Скандал разгорелся нешуточный. Ведь с одной стороны — закон, с другой — тяжелобольные дети, которым требуются и лечение, и консультации, и специальные занятия. Но как их туда доставить? Скажем, у оштрафованного Александра Кастолина выход был один — передвигаться на переделанной «Газели», нарушая ПДД сразу по двум статьям: владелец не имеет права переделывать машину, равно как и возить непристегнутого ребенка. Сначала инспектора Кастолиных не штрафовали, ограничивались предупреждениями, их скопилось около десятка. Но когда выписали штраф, стало понятно, что могут последовать и другие санкции, разорительные для семьи, в которой каждая копейка на счету.

В Ульяновской области инспектор ГИБДД оштрафовал водителя за перевозку сына–инвалида. 
Фото  openrussia.org

Интернет бурлит негодованием. Комментарии примерно одинаковые: да, закон должен быть един для всех, но ведь никто не отменял человеческого отношения к проблеме конкретного родителя. Задача тех, кто руководствуется инструкциями, не слепо им следовать, а оценивать ситуацию в каждом отдельном случае. Если же в законодательстве имеется пробел, его нужно устранить.

Возможна ли такая ситуация в Беларуси? Нет, ответили в ГАИ, и это не рисовка. Мне вспомнилась история, произошедшая пару лет назад. Евгений Костюкевич, в то время футболист клуба «Крумкачы», вез жену в роддом. В Минск въехал со стороны Жодино с явным превышением скорости. Евгений торопился, у жены уже отошли воды. Машину остановил сотрудник ГАИ. Молодой папа попросил инспектора войти в положение и сопроводить до РНПЦ «Мать и дитя». Тот сразу согласился, и его авто в сопровождении машины ГАИ с проблесковыми маячками доехало до роддома. Успели. Жена родила здоровую красивую девчушку. Тот самый случай, когда инспектора проявили человечность и понимание, а не принялись неторопливо составлять протокол.

И все же бывали ли у нас случаи, когда водителя штрафовали за неправильную перевозку детей–инвалидов? Анна Банадык, старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД, говорит, что не было и быть не может. «Как только мы ввели ответственность за отсутствие специальных удерживающих устройств для детей, к нам сразу поступил шквал звонков от матерей детей–инвалидов с таким вопросом. Однако в ПДД четко прописан пункт 9.5, который разрешает не пристегиваться пассажиру и водителю с медицинскими противопоказаниями. Перечень этих противопоказаний определяется Минздравом». Все дети, признанные инвалидами, имеют соответствующее удостоверение. ГАИ рекомендует родителям иметь этот документ, чтобы не возникало недоразумений. Кстати, в одном из районных социальных центров Минска мне рассказали, что социальное такси перевозит лишь тех инвалидов, которые могут сидеть. Не имеет значения, в инвалидной коляске или самостоятельно. И в этом случае все пассажиры такого такси оказываются пристегнутыми.

В Минске социальные службы перевозят только тех людей,  которые могут сидеть.
Фото  Юрия  МОЗОЛЕВСКОГО.

И все–таки родителям детей–инвалидов приходится рисковать: штраф им не грозит, однако известно, что любой непристегнутый пассажир имеет больше шансов травмироваться во время ДТП. Именно поэтому водителю, за спиной которого сидит ребенок–инвалид, нужно быть втройне внимательным и аккуратным. Как и всем участникам движения, которые видят знак «Инвалид» на заднем стекле чужой машины.

isaenok@sb.by

Советская Белоруссия № 201 (25083). Среда, 19 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter