Все познается в сравнении: лестница-самоделка на первой стройплощадке — сущий пустячок по сравнению с проблемой соседней стройки, где работы не ведутся несколько лет. Александр ПОРЕЧИН: «Нужно срочно принимать решение по судьбе «замороженного» объекта».
Недостатки есть всегда
За все время строительства представители Госстройнадзора наведывались на стройплощадку более полусотни раз. Представитель генподрядчика — главный инженер филиала ПМК-56 ОАО «Полесьежилстрой» Олег Климов — признается, что претензий со стороны специалистов было немало. Выявили свыше 570 дефектов, составили более 20 предписаний. Из-за серьезных нарушений работа на объекте даже дважды приостанавливалась. Впрочем, по этим цифрам нельзя делать вывод, что все плохо.
— Все серьезные и не очень погрешности подрядчик устранял в установленные сроки, — утверждает первый заместитель начальника специализированной инспекции Госстройнадзора Александр Шваюнов. А немного погодя, после осмотра внутренних помещений, он констатировал:
— На этот раз явных дефектов в строительно-монтажных работах не наблюдается.
Потенциально опасные производственные участки ограждены по правилам, строительные материалы аккуратно складированы, а те, что пока не используются, закрыты пленкой. Контуры потолочного покрытия визуально ровные, подозрительных шелушений, разводов и прочего брака нет.
— Стройплощадок, где нареканий не было бы вообще, к сожалению, не существует, — убежден Александр Шваюнов. — В среднем на каждый такой масштабный объект, как этот торгово-развлекательный центр, приходится около 600—800 замечаний. Самые характерные недостатки — когда не соблюдаются требования по ограждению стройплощадки, внутренние автомобильные дороги не оборудуются соответствующими знаками, нет сигнальных ограждений и знаков безопасности на границах потенциально опасных зон, неправильно складируются материалы, например, на площадках с неровной поверхностью. Средства подмащивания часто устанавливают на неспланированную поверхность грунта, крепят к парапетам и карнизам, и это делает их неустойчивыми. И еще одна популярная ошибка — несвоевременный вывоз мусора с рабочих мест и территории стройки.
Другое дело, отмечает специалист, что одни подрядчики указанные погрешности устраняют в сроки, а вот другие к следующей проверке еще и новые накопят.
Хорошее впечатление от посещения стройплощадки немного подпортила разве что картина бытового городка, которую мы лицезрели по дороге к соседнему объекту, находящемуся через дорогу. Бытовки, как с ходу «продиагностировали» специалисты, оказались неправильно подключены к электросети, там нет заземления, а к одной из них прислонена деревянная лестница, наспех сколоченная гвоздями.
Застой в центре города
Следующая стройплощадка — «Центр по обслуживанию и продаже легковых автомобилей по улице Тимирязева». Выглядит живописно: зеленая сетка ограждения удручающе висит гроздьями. Судя по фундаменту с густым лесом торчащей арматуры, процесс строительства пребывает на этапе возведения первого этажа. Как выяснилось, это происходит уже пятый год кряду. — Три первых пусковых комплекса — магазин по продаже керамической плитки, блок офисно-административных зданий и станция техобслуживания — успешно сдали в эксплуатацию, а на двух других — гараже-стоянке и 4-этажном административном здании — в 2014 году приостановлены работы из-за отсутствия финансирования, — поясняет заместитель начальника инспекции Госстройнадзора по Минску Александр Поречин.
С тех пор проблема «в глубокой заморозке». Гарантии заказчика о том, что участок будет содержаться в надлежащем состоянии, оказались просто словами. Поскольку работы несколько лет не возобновлялись, инспекция Госстройнадзора сняла объект с регистрационного учета, о чем проинформировала Мингорисполком и администрацию района.
А ведь судьбу многострадального участка надо срочно решать. Либо прежнему заказчику следует найти средства и возобновить строительство, либо продавать объект другому, более платежеспособному инвестору. Однозначно, что заброшенная стройка в центре столицы — картина неприглядная. Особенно если учесть, что вблизи будет проходить одна из основных трасс II Европейских игр-2019 — веломаршрут. Негоже, если и гости из-за рубежа будут «любоваться» примером такой вот бесхозяйственности.
К слову, таких «длительно замороженных объектов», которые сняты с регистрационного учета, но решения по ним так и не приняты, в столице наберется около десятка.
КОМПЕТЕНТНО
Александр ГОТОВЧИК, начальник отдела охраны труда, санитарии и экологии Минстройархитектуры:
— В ближайшее время ситуация на строительных объектах будет улучшена. Предусмотрен целый комплекс мероприятий. Одно из важнейших намечено на май — месячник по наведению порядка. И это не разовая кампания, а последовательная системная работа.
При местных исполнительных и распорядительных органах создадут постоянно действующие межведомственные рабочие группы с участием представителей Госстройнадзора, которые будут регулярно выезжать на места и мониторировать ход наведения порядка, давать соответствующие рекомендации.
Действующие стандарты безопасности, считаю, не завышены, они реально выполнимы. И за культуру производства на наших строительных объектах каждый должен чувствовать личную ответственность. Между прочим, одно из условий продления контрактов работников нашего министерства — состояние охраны труда и создание безопасных условий на курируемых объектах.
ФАКТ
Мониторинги прошлого года показали, что на 65 процентах проверенных объектов заказчики и подрядчики не уделяли должного внимания содержанию строительных площадок. В Минске 600 из 800 стройплощадок не соответствовали требованиям.
kozlovskaja@sb.by