«Мы все исправим!»: что увидела мобильная группа по охране труда на стройплощадках Минска

Наказ для каски

Потенциальных опасностей для жизни и здоровья на стройке — море. Одна работа на высоте чего стоит: оступился, не имея страховочного пояса, — и ты кандидат на тот свет. Вместе с мобильной группой по охране труда Мингорисполкома корреспондент «Р» побывала на стройплощадках столицы и посмотрела, соблюдают ли там правила безопасного труда.

Члены мобильной группы проверяют, прописаны ли требования безопасности в проекте.
Фото Дениса МАЛЫШИЦА

Не главное, чтобы костюмчик сидел


Мы на крупнейшей строительной площадке Минска — экспериментальном многофункциональном комплексе «Минск—Мир». В составе мобильной группы, кроме специалистов по охране труда, представители других надзорных служб — центра гигиены и эпидемиологии, профсоюза, энергонадзора. Генподрядчик — авторитетная и опытная организация ЗАО «Инсервисстрой». Объект внимания специалистов — 14-этажный жилой дом, где уже идут отделочные работы.

Накануне мне рассказывали, что как только мобильная группа переступает территорию стройплощадки, рабочие разбегаются в разные стороны — кто спешит за каской, без которой на стройке находиться запрещено, кто сигает в бытовку — за средствами индивидуальной защиты. Но здесь визит специалистов привычного ритма работы не изменил. Видимо, уверены, что с охраной труда у них все в порядке.

Первое впечатление действительно приятное: проезды для техники свободные, опасные зоны ограждены, нет гор бесхозного строительного мусора. Повсюду предупредительные знаки о потенциальной опасности и напоминания о соблюдении правил охраны труда. Прямо перед нами проехал, шурша щеткой по дорожному покрытию, уборочный трактор. Но строгий взгляд начальника Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда Надежды Козловской вдруг задерживается на… легких мягких кроссовках и спортивной байке прораба.
Небезопасный указатель.

— Где ваша спецобувь и спецодежда? — интересуется она и поясняет мне, как человеку не знающему тонкостей ТБ: — В кроссовках, без сомнения, удобнее, но если вдруг кирпич упадет на ступню или нога арматуру ненароком зацепит — специальная обувь с твердым подноском защитит от повреждения, а спортивная обувь — увы. А спецодежда — это барьер от влаги, строительной пыли, токсичного воздействия строительных растворов.

Опора качается


В многоэтажке уже везде установлены стеклопакеты. На верхних этажах рабочие завершают стяжку полов, штукатурят стены. Поднимаемся на верхние этажи по лестнице и констатируем, что она, как положено, имеет временные деревянные перила и они достаточно прочные.

А вот дощатые подмостки у штукатура, который работает в помещении, Надежде Козловской не нравятся — узкие, неустойчивые.

— Ширина настила должна быть не менее 1,5 метров, чтобы если вы оступитесь, было на что опереться ногой, — комментирует специалист. — Поверхность должна быть ровной, зазоры между элементами — не более 5 мм. То, что вы сейчас используете, — это подручное средство, ему здесь не место.

— Да мы на днях новые средства подмащивания закупили! — спешит заверить представитель генподрядчика.

— Так почему их здесь нет?! — восклицает инспектор труда. — Наниматель ответствен за условия, в которых трудятся его строители, за обеспечение их средствами защиты, за обучение безопасным приемам и технологиям работы!

Пройдя по этажу, члены мобильной группы замечают еще один недостаток — в коридоре и помещениях валяются доски с торчащими наружу гвоздями.

— Только что деревянные настилы из лифтовой шахты снимали! — оправдывается генподрядчик и клятвенно обещает: — Все сразу уберем, и буквально к вечеру!

Аргумент специалистами принят.

mycdn.me

Просроченные лекарства и приемный попугайчик


В прорабской и бытовках следов распития спиртного не обнаружили. Выборочный алкотест подтвердил, что к работе нетрезвых здесь не допустят. Но у заведующей отделением гигиены труда центра гигиены и эпидемиологии Октябрьского района Минска Екатерины Рыжевич есть вопросы.

— На столах отсутствуют гигиенические покрытия, в шкафчиках смешана личная и рабочая одежда, в аптечке просроченные лекарства, — констатирует она.

В бытовке, где обосновались женщины, как и следовало ожидать, с чистотой и порядком получше. Некоторое замешательство вызывает… клетка с попугаем в углу. Это общий питомец здешних строителей — хохлатый самец сам к ним прибился. Пробовали искать хозяев через интернет, да не нашли. Вот и живет в бытовке, с расчетом, что на зиму, возможно, кто-то домой к себе заберет.

— Содержание птиц в строительных бытовках санитарными нормами не регламентировано, — немного смущенно комментирует представитель санслужбы и пожимает плечами: — Впрочем, и запрет на них тоже нигде не прописан.

Со стороны энергонадзора нареканий к строителям нет. Как, в общем, грубых нарушений правил безопасного труда члены мобильной группы не обнаружили.

— Замечания в основном касаются культуры производства, — удовлетворенно резюмирует надежда Козловская. — А такие погрешности легко исправимы.

На высоте — без страховочных поясов


На следующем объекте картина представилась совсем иная. Еще не заходя на стройплощадку, которая является зоной ответственности генподрядчика ООО «Ослябя», члены мобильной группы видят грубейшие нарушения охраны труда. Возводится монолитная конструкция. Это один из наиболее травмоопасных этапов строительства. На строительном горизонте — на уровне седьмого этажа — около десятка мужчин «вяжут» арматуру. И все как один — без страховочных поясов. А наружные защитные ограждения, которые служат для предотвращения непреднамеренного доступа к границе перепада по высоте, установлены частично. Сразу становится понятно, почему каждый второй случай травматизма на столичной стройке — падение.

На этой стройплощадке, как оказалось, недавно уже была мобильная группа. Состояние охраны труда сочли неудовлетворительным: зафиксировано аж 66 пунктов нарушений! И несмотря на то что срок, данный для исправления недостатков, истекает уже через два дня, мало что изменилось. Надежда Козловская предлагает исполняющему обязанности руководителя прекратить опасную работу на высоте и снять людей со строительного горизонта.

Внутрь здания члены мобильной группы даже не заходили. Слишком уж красноречива обстановка снаружи. Ноги цепляются за куски толстой арматуры, между бетонными плитами дорожного покрытия — зазоры шириной в полметра. А прямо на знаке-указателе «Вход в здание» — торчащая в разные стороны жесткая проволока и острые деревянные выступы. Сложно пройти мимо, не расцарапав себе лицо. И наконец завершающий штрих в этой картине — живописный вид в проеме первого этажа — куча бутылок из-под пива и пищевой упаковки… Видимо, отдыхают строители нескучно.

— Мы все исправим! — уверяет исполняющий обязанности руководителя.

Но судя по нахмуренным лицам специалистов, они в этом очень сомневаются.

КОМПЕТЕНТНО

«Не караем, а подсказываем»


Александр СЕМИЧ, первый заместитель директора Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты:


— Визит мобильной группы по охране труда — это не проверка, после которой следуют штрафные санкции. Цель — оказание практической и методической помощи. В то же время государственный инспектор труда обладает правом рекомендовать приостановить работу, если видит грубые нарушения. К счастью, случаев, когда к совету специалистов не прислушались, пока не было.

Есть и еще одна хорошо зарекомендовавшая себя форма профилактической работы — обследование по заявлению субъекта хозяйствования. Директор предприятия или организации может написать в департамент заявление с просьбой провести проверку по соблюдению законодательства об охране труда. Это своего рода бесплатный аудит по охране труда. Свыше 1200 организаций страны воспользовались такой возможностью в этом году.

kozlovskaja@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter