Наивысший закон — благо народа

Из беседы с доктором политических наук профессором Евгением МАТУСЕВИЧЕМ

— Евгений Вячеславович, десять лет назад градус политического накала в обществе поднялся достаточно высоко. Это был момент, когда многое было поставлено на карту. На ваш взгляд, чем руководствовались политические силы, полярно оценивавшие конституционные изменения?
— Большинство людей, выросших в советскую эпоху, являются убежденными сторонниками справедливого распределения национального богатства. Они считают, что экономика должна работать в интересах всех слоев населения. Однако элита практически всех постсоветских стран в начале 90-х годов жила по принципу “у кого власть — тому и деньги”. Шло тотальное разворовывание прибыльных отраслей экономики под вывеской приватизации. А народу предлагалось жить по принципу “спасение утопающих — дело рук самих утопающих”.
В этих условиях Александр Григорьевич Лукашенко, избранный первым Президентом Республики Беларусь, задался целью восстановить справедливый порядок вещей — этого ждали от него его избиратели, 80 процентов населения нашей страны. Именно для этого он добивался выстраивания модели сильной и эффективной государственной власти. Его оппонентов из числа этой самой активно обогащающейся элиты возмущала не модель сильной власти, а цель ее создания. А этой целью было стремление сделать государство гарантом справедливого распределения национального богатства. То есть многие представители тогдашней политической элиты могли лишиться кормушки. Отсюда и позиция, которую они занимали перед референдумом, и неприятие его итогов.
Благодаря референдуму в Беларуси начала проводиться политика, отвечающая ожиданиям абсолютного большинства наших граждан. Сильная и эффективная президентская власть остановила разворовывание страны, подавила разгул преступности и коррупции. Она позволила сохранить и укрепить суверенитет нашего молодого государства, восстановить и развить национальную экономику, поднять уровень и качество жизни населения.
— Был ли у Беларуси реальный выбор другой социально-экономической, политической модели?
— Да, такой выбор был. Правильнее сказать, была такая угроза. Потому что в этом случае мы строили бы все эти годы не государство для народа, а государство для элиты. При этом сценарии мы могли бы получить срастание власти и криминала, разбойную дележку общенародной собственности, обнищание населения, разрастание межэтнических и межрелигиозных конфликтов вплоть до потери суверенитета или территориальной целостности.
— В Украине сейчас идут дебаты о необходимости внесения изменений в Конституцию. Можно ли здесь провести аналогию с событиями десятилетней давности в Беларуси?
— Аналогии здесь чисто внешние. Президент Ющенко борется за расширение своих полномочий. Но для чего он это делает? Чтобы “втащить” Украину в НАТО вопреки мнению абсолютного большинства своих сограждан. Конституционная же реформа в Беларуси имела своей целью консолидацию народа и власти.
Вообще же мы должны осознавать, что Конституция — это правовая форма, в которую облекаются представления именно народа о справедливом порядке вещей. Но для этого граждане, принимая Конституцию, должны иметь возможность разобраться, как их интересы могут быть гарантированы наилучшим образом. И, разобравшись, принять соответствующее решение. Если это условие соблюдено, то изменения в Основном законе оправданны. Еще римские юристы провозгласили: Salus populi suprema lex esto — благо народа да будет наивысшим законом!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter