Почему нефть дешевеет, а бензин - нет ?

Наивный вопрос: почему цена на нефть падает, а на бензин нет?

На этот вопрос ответили в концерне "Белнефтехим"
Помните старую шутку о том, что если нефть дешевеет, а бензин — нет, то, по всей видимости, производиться автомобильное топливо должно вовсе не из этого сырья? Ее вспоминают все чаще, ведь цифры на ценниках на заправках как заколдованные застыли и не двигаются уже больше года — ни вверх, ни вниз. А мы между тем переживаем крупнейший за четверть века спад цен в нефтяной индустрии. На самом деле, как пояснили недавно в концерне «Белнефтехим», стоимость бензина у нас в стране меняется, причем существенно: вместе с ростом курса доллара стоимость литра автомобильного топлива дешевеет.


Да, фактически можно говорить о том, что на протяжении всего 2015 года и начала 2016–го в Беларуси розничные цены на автомобильное топливо не менялись. Но это в белорусских рублях. А из–за девальвации национальной валюты в валютном эквиваленте они снижались очень даже значительно. Концерн «Белнефтехим» для наглядности разместил у себя на сайте таблицу, в которой рассчитал в долларах стоимость нефти, бензина и дизтоплива. Вышло, что с 1 июля прошлого года (именно эта дата выбрана исходной) по 5 февраля 2016–го в долларах США с учетом курса белорусского рубля розничные цены на автомобильное топливо снизились так же, как и цена нефти, в среднем на 28,65 процента. Розничная цена литра дизтоплива упала на 29,5%, автобензина АИ–92 — на 27,8%.

За последние полтора года цены на нефть на мировых биржевых площадках рухнули с отметки 115 долларов за баррель до 30. Только за прошлый год котировки «черного золота» снизились на 35%. Однако нигде в мире нефтяной кризис не вылился в столь же резкое снижение стоимости топлива.

— Если посмотреть на страны Западной Европы, нигде пропорционально снижению цен на нефть цена нефтепродуктов не упала. Практически повсеместно она продолжает оставаться на отметке 1 евро. То есть если говорить о ценовой политике, то в Беларуси она оказывается гораздо мягче и более социальна, нежели в близлежащих странах, — говорит пресс–секретарь концерна «Белнефтехим» Марина Костюченко.

Хотя признать стоит — кое–где подвижки были. Например, в США и Японии за последние три месяца цена литра бензина упала на 12%. Сингапур, Тайвань, Арабские Эмираты показали примерно такие же показатели. Отмечено также снижение цен в Кении, Кыргызстане и на Ямайке. А загадочное африканское государство Кабо–Верде и вовсе показало абсолютный рекорд — заправить бак там стало возможно с экономией 16%!

С другой стороны, в государствах Западной Европы, которые, кстати, считаются крупнейшими в мире импортерами «черного золота» и нефтепродуктов, АЗС уступили своим гражданам в цене буквально толику. Практически весь прошлый год цены на заправках держались как влитые, и лишь в последнем квартале 2015 года они начали снижаться (на 5%).

А вот в России за прошлый год стоимость автомобильного топлива увеличилась на 6%. Ничего удивительного, цена бензина на внутреннем рынке этой страны вообще мало зависит от цены нефти, хотя они ее и добывают, зато 65% в конечной стоимости литра топлива составляют налоги. А вот в США все наоборот — в конечной цене литра бензина нефть составляет лишь 65%, в то время как налоги — 15%.


В 2014 году у нас в стране провели интересный эксперимент — было принято решение индикативной маркой топлива определить бензин АИ–92–К5–Евро и оперативно индексировать его цену в зависимости от курса доллара. То есть если дорожает в обменниках иностранная валюта — вместе с ней должны тянуться вверх и цены на топливо. Считалось, что такой механизм даст возможность нашим нефтеперерабатывающим заводам более оперативно реагировать на изменения стоимости нефтяного сырья, которое они приобретают в России только по предоплате и только за валюту. Но такие подходы пришлось спешно пересматривать — с резкими скачками курсов валют вкупе с удешевлением нефти появилась угроза из–за одного только бензина ускорить всю инфляцию.

Существуют разные оценки, но если призадуматься, именно топливо — это и есть тот продукт, от которого пусть и косвенно зависит рост большинства потребительских цен в стране. Ведь транспорт задействуется для перевозки продуктов в магазин и стоимость доставки забита в конечную цену молока, колбасы и других товаров.

Получается, на данный момент стоимость бензина в нашей стране — одна из самых низких в мире. Среди ближайших соседей дешевле, чем у нас, она только в России. Ну и, разумеется, невысокой ценой топлива могут похвастаться лишь некоторые страны —– Венесуэла, Ливия, Алжир, Кувейт, Саудовская Аравия, Туркменистан, Иран, Катар. Но, с другой стороны, многие нефтедобывающие державы, где стоимость бензина для местного населения всегда была чисто номинальной, все чаще задумываются: а не поднять ли им цены, чтобы минимизировать дефицит бюджета, связанный с падением цен на нефть...

КОММЕНТАРИЙ

Валерий Байнев, заведующий кафедрой инновационного менеджмента БГУ доктор экономических наук, профессор:

— В стоимости топлива нам надо обращать внимание не на Европу, а на страны Евразийского экономического союза. В конце концов, зарплаты у нас далеко не европейские и цена 1 евро за литр бензина оказалась бы очень высокой для наших кошельков. А так — мы живем в едином экономическом пространстве, а значит, и рынок нефти и нефтепродуктов нам следует создавать общий. Да, в настоящий момент цены на бензин в России почти на 20 центов ниже, чем в Беларуси, но правительство этой страны уже не раз декларировало свое желание поднять цены за счет повышения акцизов. Думаю, что это произойдет где–то к началу посевной кампании — к апрелю.

Вслед за партнерами, получается, придется кратно повышать цены и у нас. В этом случае надо быть предельно осторожными, ведь энергетика обычно запускает инфляцию абсолютно по всей вертикали. То есть выполнить прогнозный показатель роста потребительских цен на 2016 год в 12% при повышении цен на автомобильное топливо будет очень непросто.

benko@sb.by

Советская Белоруссия № 26 (24908). Четверг, 11 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter