Наивность с опытом приходит

Завертелась успешная фестивальная судьба белорусско–российской картины «Враги». В конце июля на кинофестивале «Балтийские дебюты» в Светлогорске (Калининградская область) приз «За лучшую женскую роль» получила главная героиня фильма, актриса Юлия Ауг. В начале сентября «Враги» участвуют в Международном фестивале продюсерского кино «Кино–Ялта 2007», фильм попытается попасть в каннский режиссерский двухнедельник или в неделю критики. Затем — Карлови–Вари...
Создатели фильма «Враги» настаивают на прорыве

Завертелась успешная фестивальная судьба белорусско–российской картины «Враги». В конце июля на кинофестивале «Балтийские дебюты» в Светлогорске (Калининградская область) приз «За лучшую женскую роль» получила главная героиня фильма, актриса Юлия Ауг. В начале сентября «Враги» участвуют в Международном фестивале продюсерского кино «Кино–Ялта 2007», фильм попытается попасть в каннский режиссерский двухнедельник или в неделю критики. Затем — Карлови–Вари...

Продюсером фильма выступил известный российский режиссер Алексей Учитель («Прогулка», «Космос как предчувствие», «Дневник его жены»). Учитель явно опекает молодого белорусского режиссера и сценариста Марию Можар и способствует прокатной судьбе ее дебютной картины. Когда–то давно Мария Можар написала сценарий «Врагов» и пришла с ним на «Беларусьфильм», где экспертный совет ей в постановке отказал, сославшись на непопулярную точку зрения автора. К слову сказать, и режиссера в Маше у нас не рассмотрели, в Академию искусств на режиссерский курс ее тоже тогда не приняли...

Маша подалась в Москву, во ВГИК. Поступила, благополучно институт закончила и вот уже сняла первую полнометражную ленту «Враги» с общим бюджетом один миллион долларов. Алексей Учитель называет Можар «многообещающим художником», а ее картину «Враги» — «провокационной»: «Такого правдивого, как у Маши, взгляда на войну я до сих пор не встречал ни в кино, ни в литературе».

Разъяснить взгляды Марии Можар мы и попытаемся.

— Мария, однажды в нашей газете прошла досадная ошибка в публикации, где говорилось, что фильм «Враги» снят по мотивам произведений одного уважаемого писателя — не вас. Теперь–то уж все знают, что автор сценария — это Мария Можар. По случаю приносим извинения и просим рассказать, как вас, молодую девушку, тема войны побудила к написанию сценария и к съемкам фильма?

— «Враги» — это первая часть трилогии, надеюсь, мне все–таки удастся снять все три фильма о войне с объединяющей темой подвига. Эта тема меня волнует с детства: как человек приходит к героическому поступку? Я верю, что каждый по сути своей добр и способен на благородный поступок, если его побудить к этому. И все три задуманных мною фильма — это маленькие исследования подвига. Но не большого, пафосного, о котором слагают песни, легенды и книги... Меня волнует тихий человеческий подвиг, о котором никто не знает, а если и узнает, то, возможно, и осудит героя. Такое ведь бывает... Это сюжетная завязка моего второго фильма, на который я возлагаю большие надежды, считаю его более проблемным, экзистенциальным, чем «Враги». И вообще, вторая часть трилогии должна вызвать, по–моему, больший резонанс.

— Алексей Учитель рассказывал журналистам, как фильм «Враги» художественный совет не хотел принимать. У вас, например, там сельские жители едят яблоки, и, дескать, кто–то из членов комиссии заявил, что в голодающей во время войны Белоруссии сельчане не могли есть яблоки и фильм неправдоподобный...

— Да, и Алексей Ефимович, отстаивая картину, объяснял экспертам, что яблоки летом растут на деревьях независимо от ситуации: военное ли это время, мирное ли... Точно так в свое время тема моего сценария показалась многим запрещенной: женщины на оккупированной территории. Здесь может быть много неоднозначных трактовок... Поэтому я старалась обходить самые острые углы сценария, когда снимала фильм. Хотя, ей–богу, написала его так давно, много лет назад, и все время боялась, что, пока найдутся деньги на съемку, морально фильм уже устареет...

— Ан нет, по–прежнему считается «провокацией» в нашем постсоветском кино взглянуть на войну без штампов. Недавно читала, как на съемках «Утомленных солнцем–2» Никита Михалков шокировал свою группу киношников: у него по сценарию советская женщина рожает малыша от немца и просит принимающих роды убить своего сына, эту «фашистскую гадину»... К счастью, в михалковской ленте обстановка как–то разрядилась, мальчик вроде уцелел... Впрочем, сегодня истории Михалкова неискушенному человеку могут показаться «открытием», «собственным взглядом на подлинную правду» и т.п. Хотя сразу после войны подобные истории были частью фольклора и общим местом многих анекдотов. Что? Новое — это хорошо забытое старое?

— Как интересно, видимо, пришло время поговорить и об этом, у меня в третьей части трилогии будет схожий сюжет — женщина забеременела от фашиста, родила девочку. И умерла... И картина будет о том, как деревенские жители относятся к этой «девочке–фашистке». Я очень хорошо понимаю людей, которые начинают ассоциировать бедное дитя со всем тем кошмаром и ужасом, который выпал на их долю во время войны... Но надо жить дальше.

— Говорят, на главную роль претендовали известные актрисы Ирина Розанова, Виктория Толстоганова, но вы выбрали никому не знакомую Юлию Ауг. Почему?

— Такова была моя принципиальная позиция: снимать еще не известных актеров, и желательно белорусских.

— Вы же литератор по первому образо
ванию?

— К счастью, да. Это помогает мне в написании сценариев, хотя режиссером я хотела стать осознанно еще с 9–го класса. Мой преподаватель в институте — Нина Загорская — известная белорусская поэтесса. Она всегда говорила, что в искусстве самое главное — это позиция режиссера как человека. Важно понять: что я буду делать, чего не буду делать никогда и ради чего я все это делаю? А ремесло — это всего лишь вопросы каждодневного труда. Кстати, мои преподаватели во ВГИКе, Сурин и Дашков, тоже часто повторяли, что важнее всего в работе режиссера — это авторская позиция художника.

— Испытывали ли вы во время работы над картиной диктат продюсера?

— Учитель смотрел весь мой материал, и я знала, что он смотрит. Для меня это было ценно и дорого: я не чувствовала себя брошенной, профессионалы чутко следили за тем, что я делаю. Но никакого диктата не было, Учитель был в Москве, а съемки проходили в Беларуси — просто Алексей Ефимович делился своими впечатлениями, и всегда в корректной форме.

— Известно, что он работает только с дебютантами: Учитель продюсировал первый фильм Авдотьи Смирновой «Связь», потом «Собаку Павлова» Кати Шагаловой, теперь вот дебют Марии Можар «Враги». Обратите внимание, все три режиссера — женщины. Это тенденция?

— Не знаю. Как говорит сам Учитель, для него это загадка, почему студия «Рок» работает исключительно с женщинами–режиссерами.

— И все три — дебютантки. Как думаете, сделает ли он для вас исключение, ведь вы хотите снять трилогию?

— Мне лично он говорил, что хотел бы заниматься всеми тремя фильмами, но все будет зависеть от того, как сложится судьба первой картины. Твердо знаю только одно: я очень хочу снимать и вторую, и третью части и, по большому счету, мне совсем не важно, на чьи деньги... Меня интересует только конечный продукт — кино.

Фото Александра Дмитриева.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter