О премьере спектакля «Прымiтывы» в постановке Александра Марченко

Наивно. Супер

В Минске в культурном хабе Ок16 прошла премьера спектакля «Прымiтывы», посвященного художнице-самоучке Алене Киш. Режиссер Александр Марченко выстроил причудливое театральное пространство, в котором солирует артист Александр Молчанов под интуитивно-романтическое сопровождение музыканта Дмитрия Лукьянчика. Мультиинструменталист, он также присутствует на сцене с набором причудливых ударных.

ФОТО АННЫ ШАРКО.

Так в другом спектакле Марченко «Беларусь. Дидактика» Дмитрий Лукьянчик помогал раскрыться в лирической исповеди народной артистке Беларуси Татьяне Мархель. В постановке звучат дневниковые записи односельчанина Алены Киш — Григория Гордея, вдумчивого бытописателя своего времени, от которого не ускользала ни одна мелочь. Также на экранах воспроизводятся фрагменты документального фильма, посвященного Киш, свое­образного роуд-муви по окрестностям Слуцка, в котором художницу вспоминают ее земляки, своим мнением о ее феномене делятся известные белорусские культурологи и художники. Узнаем голоса искусствоведа Татьяны Бембель и режиссера Галины Адамович. Но у режиссера Александра Марченко получился не просто документальный моноспектакль со скучными культурологическими терминами, а живое и волнующее высказывание о том, как сложно любой талант вписывается в повседневную среду и чаще всего первоначально его отторгает.

Благодаря неуемному темпераменту Александра Молчанова, актера с цепким острым взглядом, мы эмоционально погружаемся в предложенные обстоятельства и чувствуем себя там довольно комфортно. Образ спектакля и его атмосфера вырастают из каких-то мелочей и крайне минималистического реквизита… Если в каком-нибудь другом театре непременно для начала выстроили бы декорации деревни Киш, то в «Прымiтывах» все легко и условно. Но от этого художественное качество постановки не снижается.

Спектакль «Прымiтывы» рассказывает о судьбе художницы Алены Киш, чье наследие мы открываем для себя заново.

Если кому-то расписные ковры Киш в свое время согревали душу, создавали уют в доме, значит, свою главную миссию художница выполнила. Сегодня мы вновь изучаем ее феномен, у художников-примитивистов обнаруживается немалая армия поклонников. Годы добавили творческому наследию Киш свой определенный романтический ореол. «Узнаете руку?» — так сегодня вас, застывшего в священном трепете перед какой-нибудь из ее работ, с полным правом могут спросить знатоки. Потому что это рука — кого надо рука.

В некотором смысле Алена Киш и наша Вирджиния Вулф: по одной из версий, она покончила с собой, бросившись в реку. Есть те, кто считает, что это несчастный случай, — она просто оступилась. В любом случае уникальное дарование художницы оказалось сильнее драматического финала ее судьбы и обеспечило Киш бессмертие среди имен талантливых белорусов двадцатого века, выработавших свой неповторимый стиль. Теперь этот феномен запечатлен и на театральных подмостках.

Добрый зритель в 9-м ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter