Два борца с бандитизмом почти сто лет назад так и не получили свои ордена

Награды не нашли героев

На заседании Борисовского окружного исполнительного комитета  20 декабря 1924 года было принято решение о награждении уполномоченного по борьбе с бандитизмом Борисовского окружного отдела ГПУ Лисовского Михаила Михайловича и милиционера Шпакова Александра Стефановича орденами Красного Знамени за отличие, проявленное ими в борьбе с бандитизмом в 1922—1924 годах. Представление окрисполкома было направлено в Центральный исполнительный комитет БССР. Но почему-то только через год, 18 декабря 1925 года, Президиум ЦИК Белоруссии направил свое ходатайство о награждении названных милиционеров в ЦИК СССР. А там спустя полгода, 4 июня 1926-го, приняли постановление о награждении двух борисовских милиционеров орденами Красного Знамени. Два ордена, за № 15731 и № 15732, и две грамоты в ЦИК поступили с посылкой.

Белорусские милиционеры отважно боролись с бандитизмом

После ознакомления с полученными наградами Секретариат Президиума ЦИК БССР обнаружил некоторые неточности в текстах грамот. И 28 августа из Минска в Москву на имя секретаря ЦИК СССР Енукидзе последовало письмо следующего содержания: «Текст присланных грамот не соответствует фактическому положению вещей и местами прямо противоречит законодательству СССР. Прежде всего, напечатанный типографским способом текст гласит, что грамота выдается Революционным военным советом республики по уполномочию Всероссийского центрального исполнительного комитета, тогда как РВС составляет часть Народного комиссариата по военным и морским делам СССР, а не РСФСР.

Кроме того, вписанный на машинке текст содержит явное противоречие фактическому изложению дела: там говорится, что Шпаков и Лисовский награждаются орденами Красного Знамени за отличие, проявленное ими при ликвидации бандитизма на территории Минской губернии с 1922 по 1924 год, тогда как Белорусская Советская Социалистическая Республика существует с 1919 года и в описываемый период Минской губернии уже не было».

Через месяц Секретариат ЦИК БССР получил ответ, в котором Главное управление Красной Армии сообщало, что грамоты о награждении белорусских милиционеров были высланы как временные, старого образца, и после отпечатания грамот нового образца они будут обменены.

А тем временем отважные бойцы находились в полном недоумении и забрасывали письмами ЦИК и БССР, и СССР с просьбой разъяснить ситуацию с их награждением. 14 ноября 1926 года милиционер Шпаков направил очередное письмо на имя председателя ЦИК БССР: «Прошу не считать меня каким-то вымогателем, который выступает открыто с требованием, чтобы ему дали все, что он хочет. Этого я не делаю, я только прошу дать разъяснения».

В этой ситуации непонятна позиция Секретариата ЦИК. Неужели нельзя было вручить ордена сразу после их получения из Москвы? Грамоты можно было вручить героям и позже. Думается, им представлялось маловажным, что там написано. Главное — это орден, который тогда был высшей наградой Советского Союза. В Национальном архиве не удалось обнаружить документ, подтверждающий дату получения наград. А ведь с момента представления прошло более трех лет. 

Будем надеяться, что кто-нибудь из родственников Лисовского и Шпакова или лица, знающие историю о награждении, откликнутся на эту публикацию и расскажут о дальнейшей судьбе отважных патриотов.

Геннадий БАРКУН, историк
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter