Призер первого чемпионата Европы по биатлону в «Раубичах» Иван Пестерев: профессионал должен уметь стрелять в любых условиях

Награда ценна вдвойне

Белорусские биатлонисты завоевали две награды проходящего в «Раубичах» чемпионата Европы. Вслед за Ириной Кривко, поднявшейся на пьедестал по итогам индивидуальной гонки, награду получила и команда, выступавшая в смешанной эстафете. Динара Алимбекова, Анна Сола, Роман Елетнов и Сергей Бочарников до последнего этапа сохраняли лидерство, но в итоге пропустили вперед сборные Швеции и Германии. В 1998 году наша эстафета (правда, мужская) уже стояла на третьем месте пьедестала почета домашнего чемпионата Европы. Бежал в том квартете и Иван Пестерев (на снимке). 


— Помните 1998 год?

— Меня тогда финишером сделали. Помню, соперничали мы на последнем этапе с россиянином Павлом Ростовцевым. Он меня на первом подъеме догнал, на спуск «сели» вместе, а на втором подъеме Ростовцев вдруг «капнул», а я постепенно начал убегать. Перетерпел.

— Накануне точно так же терпеть и использовать рельеф пришлось Сергею Бочарникову. Знакомая трасса помогает?

— Я в 1998 году совсем молодым был: второй год во взрослом спорте. А в «Раубичах» переполненные трибуны, нам перед стартом еще сказали, что Президент приехал. Справиться с таким психологическим давлением было очень непросто. Так что дома выступать совсем не легко. К тому же в «Раубичах» очень сложная трасса. Одна из самых сложных в календаре, а польский биатлонист Томаш Сикора и вовсе утверждал, что сложнее, чем у нас, трасс нет даже на этапах Кубка мира. Особенно до реконструкции стадиона. После стало чуть проще, но спринтерский круг все равно очень тяжелый.

— Подготовиться к этому можно?

— Когда ты знаешь трассу, это очень помогает. Представляешь, к чему готовиться, знаешь, как распределить силы на каждом отрезке. Когда добавить, когда поберечься. К стрельбищу, кстати, тоже можно привыкнуть. В нашей команде в 1998 году главным тренером был Юрий Альберс, и стрельба всегда была нашей сильной стороной. Перед чемпионатом Европы мы бежали этап Кубка мира в Антхольце, и в спринте все четверо отстрелялись без промахов.


— Почему же сейчас у нас так много промахов?

— Мне сложно об этом рассуждать. Олег Рыженков (старший тренер мужской сборной) объяснял, что у него есть определенная методика. Сезон закончится — будем разбираться.

— В тех погодных условиях, которые были во время индивидуальных гонок на нынешнем чемпионате Европы, наверное, никакие методики не помогут отстреляться чисто.

— Это лотерея. Кто-то пришел на стрельбище, когда ветер был более спокойным. Кто-то — когда начнет кружить. Как Владимир Чепелин, который на стрельбе стоя в индивидуальной гонке оставил пять незакрытых мишеней. Это не показатель уровня подготовки того или иного спортсмена, но при этом замечу, что стрельбу в таких условиях специально тренируют. Тем более в «Раубичах» наша команда проводит очень много времени, ветровая обстановка здесь всегда непростая. Не думаю, что ветер или снег может стать неожиданностью для профессионалов такого уровня. Нужно уметь стрелять в любой обстановке.

— Считается, что в то время, когда выступали вы, тренировки были тяжелее…

— Они были другими — точно. Сейчас, например, при работе с командой очень много внимания уделяют науке. Анализируется буквально все: степень подготовленности спортсменов в начале сезона, их физическое состояние, объем работы. На основании всех этих данных и выявленных нюансов строится план подготовки. Раньше же на все это внимания не обращали в принципе. Готов не готов — тренируешься, как все. А дальше — кто выживет. Были такие тренировки, после которых вообще встать было невозможно. Сейчас же нагрузки дозируют очень индивидуально. Хотя есть и еще один важный момент: спортсмены должны доверять тем методикам, которые предлагает тренер. 

МЕДАЛЬНЫЙ АКТИВ ЧЕМПИОНАТА ЕВРОПЫ В «РАУБИЧАХ» 

Бронзовый финиш Ирины КРИВКО.

Команда, занявшая третье место смешанной эстафеты: Динара Алимбекова, Анна Сола, Роман Елетнов и Сергей Бочарников.

— Вы в сборной оказались вместе с братом. Это помогало?

— Скорее наоборот. Между братьями ведь все равно существует определенная конкуренция. К тому же спорт — это спорт. Были моменты, когда Игорь попадал на сборы или соревнования, а я оставался дома. Или наоборот. Появлялась определенная ревность, спортивная злость. Это в эстафете, как в 1998 году, вместе бежали, а в индивидуальных видах все, как волки. Каждый за себя. Хотя у меня, например, никогда не было цели «уделать» брата. Я всегда настраивался «уделать» всех.

— Сейчас ведь брат — тренер?

— Уже 20 лет работает в Витебском УОРе. Рассказывает, кстати, что попадаются очень неплохие ребята. Появились соревнования вроде «Снежного снайпера», вырос интерес. Хотя я бы не сказал, что сейчас условия лучше, чем когда начинали заниматься мы. Стартов было примерно столько же. Поэтому, кстати, Белорусская федерация биатлона и увеличила количество детских соревнований. Но важно помнить, что дети ходят в спортивную школу не за результатами. Они ходят туда за общением, за какими-то интересами. И потому главная заслуга того же «Снежного снайпера» — у детей появилась тема для общения, возможность показать другим экипировку или медали, все хотят съездить на финал в «Раубичи», попасть в праздничную атмосферу. Думаю, в будущем эти усилия дадут результат.

— Вы завоевали бронзу в эстафете, а этот вид всегда считался показателем развития того или иного вида спорта…

— Найти одного сильного спортсмена, конечно, проще, и он может принести определенные дивиденды и федерации, и тренеру, и виду спорта. Но результаты в эстафетах все равно всегда были более важны и престижны. К тому же победы, вроде той, что наши девушки одержали на Олимпиаде, или сейчас в «Раубичах», очень цементируют команду.

— По результатам прошедших на чемпионате Европы эстафет можно делать какие-то выводы?

— Мы изначально настраивались на медали. Это наша основная задача на нынешнем чемпионате Европы. При этом важно понимать, что он необычный. Чаще всего чемпионаты Европы проходят в более усеченном варианте: многие лидеры предпочитают пропускать эти старты. В «Раубичи» же приехали очень многие ведущие спортсмены. Я считал: из топ-30 общего зачета Кубка мира здесь собралось около десятка мужчин и женщин. Понятно, что в такой компании любая завоеванная награда ценна вдвойне.

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter