Наезд в Шарлоттсвилле

Один погибший и 34 пострадавших — таков итог массовых беспорядков в американском Шарлоттсвилле. Видео, где автомобиль намеренно врезается в толпу протестующих, напоминает исламистские атаки последних лет в Европе — Ниццу, Берлин, где фанатики поставили своей целью давить белых людей и в прямом, и в переносном смысле. Но в Шарлоттсвилле дело обстояло несколько иным образом — когда на свои марши собираются правые американцы, драться с ними съезжаются леваки со всей страны. По степени радикализации и ожесточения они не уступают друг другу. Один из таких радикалов, 20–летний уроженец штата Огайо Джеймс Филдс, и въехал в толпу митингующих. Сенаторы назвали беспорядки в Вирджинии «актом внутреннего терроризма».
Фото  РЕЙТЕР

Как бы цинично это ни звучало, но такими актами насилия в Америке уже никого не удивишь. Еще свежо воспоминание о массовом убийстве в ночном клубе в Орландо, когда погибли почти 50 человек. Стрельба в аналогичном заведении во Флориде, где тоже оказались десятки жертв. Я уже не говорю об ожесточенных стычках между крайне правыми и крайне левыми радикализированными группировками, которые происходят в Америке постоянно. Складывается впечатление, что в обществе есть определенное напряжение, но при бездействии властей это просто выпускание пара.

Кстати, последние события спровоцировали сами местные власти, решив демонтировать и продать памятники двум легендарным героям Гражданской войны — Роберту Ли и Томасу Джексону. Для многих жителей Шарлоттсвилля эти генералы являются настоящими символами их традиционных ценностей — старого доброго белого Юга. С другой стороны, именно в Шарлоттсвилле расположен кампус университета Вирджинии — это, с точки зрения правых, «пропитанный левачеством либеральный студенческий гадюшник», отстаивающий права мигрантов, меньшинств, но не белых американцев. Именно эти две стороны и сошлись в жестокой стычке.

Известный анекдот о белом женатом среднего достатка мужчине, ставшем меньшинством в Америке, — как раз об этом. И чем более ущемленным становилось положение этих «белых рассерженных мужчин» из–за глобализации и политкорректности, тем более яростно цеплялись они за свое историческое прошлое. Хотя стычка в Шарлоттсвилле произошла, конечно, не из–за истории, а из–за социальных, расовых, политических противоречий, которые существовали в Америке всегда.

И в 60–х, когда началось движение Мартина Лютера Кинга. И в 70–х, когда «черные пантеры» продвигали программу вооруженной борьбы с полицией под девизом «Негры с пистолетами» (это название воодушевившей их книги). И в 2000–х, когда маятник качнулся в обратную сторону и участились случаи убийства полицейскими уже самих темнокожих. По сути, идеального «плавильного котла» не было никогда, а противоречия существовали всегда. Ярким проявлением чего стало движение «Захвати Уолл–стрит», и нынешние протесты являются продолжением предыдущих, но уже под другим политическим соусом.

Очередной всплеск случился как раз во время избирательной кампании Трампа, который чутко уловил обиды «белого бедного женатого» американца, пообещав вернуть ему достаток и сделать снова Америку великой. И уже тогда, во время избирательной кампании, были попытки связать Трампа с идеями ку–клукс–клана, но эта попытка провалилась. Так же, как не получилось поставить знак равенства между правыми силами, поддерживающими Трампа, и нацистами.

События в Шарлоттсвилле дали противникам новый шанс. Политики из Демократической партии США обвинили Трампа в том, что он заигрывал со сторонниками «превосходства белой расы», которые вышли на улицы Шарлоттсвилля. Мэр города Майк Сигнер заявил, что именно из–за победы Трампа ультраправые смогли «выйти на свет». Все произошедшее его противники хотят представить как пример очередного промаха и неудач президента.

Но если эта ситуация что–то и вскрыла, то не слабость Трампа, а беспринципность и лицемерие либеральных политиков. Вспомним, когда в Ницце погибли под колесами грузовика 70 человек, либеральная тусовка, в том числе и американская, запустила лозунг Not all Muslims are terrorists... То есть не все мусульмане террористы, есть среди них хорошие, а обвинять всех — значит нарушать их права. Сегодня же они готовы огулом записать в нацисты всех правых из–за одного фанатика, который дал им отличный повод для очередного наезда на Трампа.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter