Наелись!

Сериальная индустрия перед новыми реалиями

Сериальная индустрия перед новыми реалиями


В этом году на фестивале «Лiстапад» впервые прошел конкурс телевизионного кино. Год за годом оно все увереннее заявляет о себе, претендуя на лавры и признание кино профессионального. Уже несколько лет в конкурсе главных кинематографических премий России «Ника» и «Золотой орел», например, существуют отдельные телевизионные номинации. Наши белорусские телефильмы становятся регулярными призерами различных кинофестивалей в России и Украине, от «Киношока» до «Бригантины». В общем, так или иначе, пусть и разными дорогами, но телевизионное кино Беларуси и России развивается. Поэтому и «круглый стол», прошедший во время фестиваля «Лiстапад», «Телевизионное кино: традиции и современный художественный контекст», несмотря на свое архаичное название, получился весьма горячим.


Грузите гонорары бочками


Градус задали, прежде всего, российские гости — один из опытнейших продюсеров Владилен Арсеньев и обозреватель газеты «Известия» и радиостанции «Эхо Москвы» Ирина Петровская. Российские гости поделились опытом и предостерегли белорусских коллег от многих ошибок. Ведь в свете недавних экономических событий главная новость с полей сериального производства лаконична: индустрия сериалов приостановила работу в прежнем объеме, большинство проектов заморожено, снижаются ставки гонораров. «К сожалению, сейчас в нашем кино слишком много случайных людей, дилетантов, — заметил по этому поводу в одном из недавних интервью и режиссер Никита Михалков. — Предполагаю, что в процессе экономического кризиса, который обрушился на мировую экономику, российская съемочная площадка очистится от мусора и в кино останутся только профессионалы. Если будет меньше сериалов, которые сегодня снимают, ничего страшного не произойдет». Судя по всему, так и будет.


— Да, действительно, недавно продюсеры выступили с инициативой урезать актерские гонорары, — рассказывает продюсер Владилен Арсеньев. — Я думаю, это вполне логично, потому что цены были уже заоблачными. Все знали, что, допустим, актеры О.М. или Е.М. получают за съемочный день 35.000 долларов. Представьте, насколько это увеличивало бюджет фильма и мои расходы как продюсера. Ведь эти артисты, собственно, никогда один съемочный день не снимались. У них всегда были главные роли, а значит, и несколько месяцев работы, то есть не одна сотня тысяч долларов только на гонорары. Хотя я не думаю, что после кризиса гонорары именно этих артистов принципиально снизятся. Уже составлен список 100 артистов, гонорары которых будут устанавливаться в индивидуальном порядке.


Деньги вообще сегодня значат все. Если деньги потрачены, будем делать вид, как в случае с «Мастером и Маргаритой», что все получилось. Высокий уровень никому не нужен. Хотя я по–прежнему уверен, что настоящее кино может изменить жизнь человека. Если в нем есть мощные чувства. Настоящие сериалы используют приемы большого кино. Но в большинстве случаев идет манипуляция зрительским сознанием. Герои, как правило, обездолены — женщина с трудной судьбой или «дальнобойщик», у которого угнали фуру. Проблема роста, расширение тематики фильмов, эволюция самого жанра сериала несколько лет нами никак не решалась. Так что в некотором смысле мы пожинаем плоды своей гордыни и самонадеянности. Дальше двигаться в том же направлении было нельзя...


Телевидение — это топка


Ирина Петровская была более предметна в своих рассуждениях и довольно резка в оценках. По мнению известной журналистки, качество телевизионного продукта на самом деле никогда и не волновало телевизионных дельцов.


— Я все же не специалист по кино, — заметила телекритик, — я специалист по телевидению. И в нынешнем виде я не видела белорусское TВ, поэтому буду говорить об общей ситуации. Мой первый тезис — нельзя требовать от телевидения слишком многого. Оно выполняет две функции: агитации (пропаганды) и развлечения. Я участвовала в тысяче «круглых столов» по поводу телевидения, и в разговорах можно просто утонуть. Эти бесконечные рассуждения похожи на фантазии гоголевской Агафьи Тихоновны из «Женитьбы»: вот если бы к новостным выпускам «Рен–ТВ» прибавить телепоказ канала «Культура», а сериалы «России» разместить на канале «Охота и рыбалка»... Телевидение — это топка, и ей каждый день нужны новые дрова. Нельзя топить эту топку дровами из красного дерева. То же самое касается и телевизионного кино.


Раз в сезон или даже два на российских федеральных телеканалах появляется, что называется, «имиджевый сериал». С хорошим бюджетом, хорошими актерами, серьезной режиссурой. Это делается для того, чтобы поддержать репутацию канала. Ни «Ликвидацию», ни «Завещание Ленина», ни «Казус Кукоцкого» я не могу назвать сериалами. Это большое телевизионное кино. Даже «Мастер и Маргарита» при всех его минусах все–таки не рядовой продукт. К сожалению, часто каналы работают по принципу Карандышева из «Бесприданницы»: «Так не доставайся же ты никому» — и рядом с той же «Ликвидацией» ставят на то же время другой имиджевый сериал. Тем самым просто отвлекая зрителя от конкурентов и запутывая его. TВ — это изощренный бизнес. И главная его цель — это извлечение прибыли.


Долгое время мы находились в ситуации перепроизводства сериальной продукции. Кризис многие проекты заморозил, и, может быть, он сейчас очистит нас от шелухи. Было много бездарных калек «Секса в большом городе». Уверяю вас, квартиры и дачи, в которых живут московские журналисты, артисты или медики, гораздо скромнее тех, в которых живут герои этих сериалов. Уменьшится сегмент криминальных сериалов: «Зона», «Висяки» и «Проклятый рай» уже неактуальны. Ошибочно полагать, кстати, что это «заговор» и сознательная дебилизация населения. Нет, это чистая торговля. Может быть, теперь появятся нормальные герои. Авторы обратят внимание на человека, зарабатывающего своим умом, а не тем, что вовремя «присосался» к нефтяной вышке.


Итого


Очевидно, что сериальную индустрию ждут большие потрясения и большие перемены. Участники «Лicтапада», как опытные хирурги, лишь наметили основные болевые точки телевизионной индустрии, подлежащие «ампутации». Но хотелось бы предостеречь от радужного прогноза. Быть уверенным в том, что сериалы, подтянув пояса, вдруг совершат некий качественный рывок, может только законченный оптимист. Скорее всего, телевизионные боссы вновь попытаются сэкономить на нас, зрителях, и для того чтобы заполнить эфирное время, достанут из своих загашников все то, что наснимали до 2008 года. А ведь это действительно километры пленки, ведущие в ставшую для многих родной сладкую страну телевизионного «мыла».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter