Наедине со всеми

Все, что вижу, — в Интернет, на потеху толпе, ради «лайков»?

Выставляться напоказ в соцсетях — дело привычное. Вот, смотрите, мой новый друг, дом, бассейн, автомобиль… Сотни тысяч пользователей не прочь продемонстрировать себя любимых всему миру, причем со всеми потрохами. И вот невинное развлечение незаметно оказалось на грани фола: пользователи без зазрения совести вывешивают личные, очень интимные фото не знакомых им людей. А точнее, пациентов.

История с белорусской то ли медсестрой, то ли студенткой, которая выкладывала в «Instagram» фотографии из операционной, всколыхнула сеть. Один из вопиющих «шедевров» — снимок рожающей женщины. Во-первых, никто не отменял понятие врачебной тайны и нормы морали. А во-вторых, чего ради давать на широкую публику анатомические виды? Провокация, судя по откликам, явно удалась, но что за ней? Откровенное равнодушие к происходящему и к окружающим, чему виртуальная жизнь с ее клиповым мышлением потворствует. Мол, лишь бы картинка позабойней получилась. С одной стороны, в соцсетях можно выпустить пар. А с другой — нужно разобраться, к каким методам пользователи для этого прибегают.

Но вернусь к фотографиям. Человеку больно. Он обращается к врачам за помощью и всецело на них полагается. Конечно, на операционном столе не понаблюдаешь, что творится вокруг. Но, по крайней мере, надеешься, что медики сделают все для твоей защиты. А тут — клац! — и фото на память готово. Причем «память» эта затем расходится миллионными веб-тиражами. Так и хочется спросить у снимающего: «Тебе, может, самому помочь надо?»

Я не ошиблась в предположении: медперсонал в мире вообще стал тяготеть к фотографии. Подобные случаи фиксировались и в Шотландии, и в США, и в России. В службах здравоохранения после таких инцидентов проводились серьезные внутренние расследования. Порой медикам настоятельно рекомендовали держаться от соцсетей подальше. Вот только оказавшимся запечатленными на таких фотографиях от этого не легче. Прививку от надежды на врачебную помощь они получили надолго. И скупые формулировки-извинения вроде «нарушение прав пациента», «оскорбление личного достоинства», «вмешательство в частную жизнь» едва ли смягчат весь ужас внутренних переживаний.

В Белорусской ассоциации врачей случай с фотографиями из операционной называют нонсенсом. И хоть сюда никто из узнавших себя на фото пациентов пока не обращался, председатель ассоциации, депутат Палаты представителей Дмитрий Шевцов уверен: «Человеку, сделавшему эти фотографии, нет места в системе здравоохранения. Медицинскую этику преподают на первых курсах профильных учреждений образования. Есть понятие врачебной тайны. Ее должен хранить не только врач, но и все, кто работает в его команде. Нарушение этого требования неминуемо влечет дисциплинарную ответственность».

Я согласна с господином Шевцовым: Этот случай нужно разобрать в медицинских коллективах, чтобы ситуация не повторилась. Мне кажется, даже без злого умысла эта выходка серьезно подрывает престиж профессии и перечеркивает многое из того хорошего, что делается в клиниках страны. Уважение к пациенту — альфа и омега врача. Мне рассказали, что в советское время даже при обычной вакцинации, чтобы сфотографировать людей, спрашивали, согласны ли они быть в кадре. И, говорят, многие отказывались, особенно женщины. А тут такое… Все, что вижу, — в Интернет, на потеху толпе у мониторов, ради виртуального лайка. К сожалению, это стало уже даже не забавой — трендом, стилем жизни, особым шиком. А может, историей болезни?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter