16 сентября на территории музея народной архитектуры и быта под Минском пройдет фолк-фестиваль "Камянiца"

Надо — значит, Ната

Ежегодный фолк–фестиваль «Камянiца» вновь зовет всех в музей народной архитектуры и быта отметить приход осени под энергичный зарубежный фолк и аутентичные белорусские напевы. В этом сезоне организаторам удалось заманить в Строчицы суперпопулярную группу Onuka — самых модных украинцев европейского музыкального пространства, хедлайнера финала «Евровидения–2017» в Киеве. Помимо Наты Жижченко и ее коллектива, 16 сентября на фестивальной сцене зажгут украинцы из The Doox, российская группа Theodor Bastard и умница–красавица Марина Шукюрова и ее музыкальное детище Shuma. Также на главной сцене выступят белорусские группы «Нагуаль», «Варган» и Shaman Jungle.

Хедлайнером нынешней «Камянiцы» станет украинская дива Ната Жижченко и ее музыкальный проект Onuka

Вторая площадка будет полностью посвящена аутентичному белорусскому фольклору, который прозвучит в исполнении ансамблей «Рада», «Мярэжа», «Горынь» и юной Патриции Свитиной. Эта сцена, обращают внимание организаторы, будет работать в перерывах между выступлениями артистов на главных подмостках, обеспечивая таким образом непрерывность музыкальной программы. Неизменный ведущий праздника Олег Хоменко зазывает:

— «Камянiца» — это праздник для всех, кому интересна народная культура Беларуси и соседних стран во всех ее проявлениях. Чистая аутентика и современные интерпретации фолка, включая авторские произведения, для нас одинаково важны. Главное — уважение к своей национальной культуре.

Как и в прошлые годы, «Камянiца» вновь сделает все возможное, чтобы помочь перезимовать музею под открытым небом. Напомним, все деньги, вырученные от продажи билетов (стоимость которых совсем небольшая, 10 — 15 рублей), будут направлены на счет Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта, на территории которого проходит фестиваль. Таким образом, музыкальный праздник, проходящий при неизменной поддержке Банка БелВЭБ, поможет сохранить неповторимую экспозицию аутентичной белорусской деревянной архитектуры XVIII — XX вв., собранную в разных регионах страны.

Накануне фестиваля мы расспросили его хедлайнера, идейного вдохновителя и солистку Onuka Нату Жижченко о том, каково это — быть лидером новой европейской музыкальной волны.

— Мои украинские коллеги говорят о вас как о проекте, который первым сумел вывести украинскую фолктронику из андеграунда в мейнстрим. Ставили ли вы такую цель — сделать фолк явлением не нишевым, а модным и массовым? Или все случилось само собой?

— Когда все только начиналось, мы даже не могли себе представить, что в Украине фолктроника может пользоваться массовым успехом. Мы просто доверились своей интуиции: брали лучшее от электроники, украинской народной музыки и старались делать так, чтобы все звучало органично. Чуть позже мы сделали несколько совместных концертов с оркестром народных инструментов НАОНИ. Его дирижер и руководитель Виктор Гуцал — удивительный человек. В свои 73 года он живо интересуется новой музыкой и полон творческой энергии. Признаюсь честно: было очень неожиданно и приятно, когда НАОНИ согласился работать с нами. На первых репетициях я слышала всю эту мощь, чувствовала музыкальную магию и не могла поверить, что оркестр играет произведения Onuka.

— Ваше совместное выступление на нынешнем «Евровидении» в Киеве поклонники конкурса справедливо называют едва ли не лучшим моментом шоу. И многие хотели бы видеть вас не только в качестве гостьи, но и полноценной участницы конкурса. Вам это интересно?

— Нет, в качестве участника я никогда не стала бы принимать участие в «Евровидении». Но вовсе не потому, что считаю его коммерческим или политизированным. Просто «Евровидение» — это прежде всего вокальный конкурс. А я работаю в несколько ином жанре. Да, я пою на сцене. А точнее, пою в том числе. Но считаю себя творцом, а не певицей. Эта формулировка точнее отражает суть того, что делает Onuka.

фото источник

— На ваш взгляд, путь в звезды через «Евровидение» или телевизионные вокальные шоу правильный?

— Безусловно, участие в ТВ–шоу дает ту степень узнаваемости, которую сложно получить молодому артисту с нуля, самостоятельно продвигая себя через интернет. Но эту узнаваемость и повышенное внимание к себе (очень, кстати, недолгое) необходимо в конечном счете во что–то конвертировать. Большинство исполнителей приходят на конкурс, поют чужие песни и потом просто растворяются. Есть голос, сценическое мастерство. Но это лишь исходные данные. Интерес к артисту может быть заслуженным только тогда, когда он делает собственную искреннюю, интересную, качественную музыку.

— В этом году одно из изданий включило вас в сотню самых успешных женщин Украины. Для вас важны слава, успех?

— Нет, конечно же. Слава — это скорее испытание. Но в то же время и награда за труд. Это как две стороны одной медали. Я никогда не гналась за славой. А слово «успех» само по себе очень относительно. Для кого–то успех — это деньги и богатство. Для меня — возможность оставить значимый след в истории.

— Вы много говорите — со сцены в том числе — об аварии на ЧАЭС. Даже записали композицию 1986. Почему эта тема так вас волнует?

— Мой отец был одним из ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС. Получил дозу радиации... Сколько помню, слово «Чернобыль» всегда звучало у нас дома. Сейчас я часто езжу в зону отчуждения. Там я насыщаюсь новыми идеями, а эмоции и впечатления, полученные во время очередной поездки, еще долго подпитывают и дают пищу для размышлений. Песня 1986 посвящена именно аварии. Думаю, что исчерпывающее в ней высказалась и в видео Mainland, которое мы выпустили в прошлом году. В нем — вся история моих взаимоотношений с Чернобылем. Если Onuka своей музыкой сможет напомнить об этом чрезвычайно важном в истории наших стран событии и заставить людей по–новому взглянуть на эту тему, все не зря.

Вообще, Беларусь во многом похожа на Украину. Архитектура, природа, люди — у нас много общего. Минск с каждым годом преображается, становится более современным. Здесь нас всегда хорошо встречают, поэтому чувствую себя почти как дома.

— А вы знакомы с творчеством современных белорусских музыкантов, которые вместе с вами выступят на «Камянiцы»? Слышали, например, музыку этно–электронной группы Shuma?

— Признаюсь честно, не слышала. Но с радостью познакомлюсь с ними во время своего визита. Мне правда очень интересно, что сейчас происходит на вашей музыкальной сцене. Поэтому до встречи 16 сентября. Увидимся на фестивале.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter