Надо жить и верить!

НЕМНОГО в сторону от центра агрогородка Белынковичи — и дорога уходит прямо в лес, через сотню метров упираясь в большую пятистенку. — Живем, как на курорте, — сосновым воздухом дышим! — шутит хозяйка. Это место для будущего дома молодые учителя Александр и Наталья ВОРОНЦОВЫ присмотрели тридцать лет назад. Готового жилья не ждали: на подаренные на свадьбе деньги купили деловой лес и начали строиться.

Твердость духа помогла учителю из костюковичской глубинки встать на ноги после автомобильной аварии и открыть в себе новые таланты

НЕМНОГО в сторону от центра агрогородка Белынковичи — и дорога уходит прямо в лес, через сотню метров упираясь в большую пятистенку. — Живем, как на курорте, — сосновым воздухом дышим! — шутит хозяйка. Это место для будущего дома молодые учителя Александр и Наталья ВОРОНЦОВЫ присмотрели тридцать лет назад. Готового жилья не ждали: на подаренные на свадьбе деньги купили деловой лес и начали строиться.

– ВСЕ своими руками — и бревна клали, и полы настилали, — вспоминает Наталья Воронцова.

Они вместе ходили в одну школу, затем учились в одном университете — могилевском имени Кулешова. Хотя встречаться стали намного позже. В школе, куда Наталья уже вернулась дипломированным филологом, по случаю Дня Конституции — тогда еще Страны Советов! — были гулянья. Слово за слово — и без пяти минут выпускник физико-математического факультета вызвался проводить девушку. А до ее дома было ни много ни мало четыре километра! Вполне достаточное расстояние, чтобы понять: у физика и лирика немало общего, чтобы свидания оформились в создание семьи.

— Веселая получилась свадьба: почти вся группа приехала поздравить! — вспоминает Александр Воронцов.

Скучать ему на работе не приходилось. Отец героя нашего рассказа, Владимир Воронцов-старший, будучи директором школы, по всей строгости спрашивал с сына. Мать, Елена Аврамовна, своим отношением к делу показывала пример и коллегам, и ученикам. Ее увлечение историей в целом и прошлым родного края в частности разделяли многие ребята. Повзрослевшие выпускники школы и сегодня вспоминают, как здорово было ходить в походы, открывать для себя что-то новое в краеведении. Итогом совместной работы учителя и учеников стало открытие в Белынковичской средней школе в начале восьмидесятых годов прошлого века музея — одного из первых в области.

…ЖИЗНЬ перевернулась в одночасье. Ее новый отсчет начался после страшной автомобильной аварии, в которую Александр Воронцов попал в 1988-м. Травма оказалось тяжелой, но главное было в другом: он выжил.

— Всем, кто помогал нам справиться с бедой, всегда будем благодарны, — призналась его жена.

А таких, небезразличных к судьбе молодого человека людей, оказалось немало. В их числе и врач, доктор медицинских наук, заведующий отделением Республиканского научно-практического центра травматологии и ортопедии Сергей Макаревич.

По его решению Александра на «кукурузнике» доставили в минскую клинику. Наталья отправилась следом. Сына Павла и дочку Елену на время определила к дедушкам-бабушкам, кур — в хозяйстве тогда только хохлатки и были! — пустила под нож. А потом два месяца «осваивала» профессии медсестры и сиделки: ухаживала за мужем и другими больными, убирала в палате. Хотя операция прошла удачно, о том, чтобы встать на ноги, речи не было. Александр Воронцов даже сидеть толком не мог: сразу в обморок падал.

— Но, когда выписывались, Сергей Валентинович сказал так: ни в коем случае нельзя садиться в инвалидную коляску! Иначе там останется навсегда. Хоть как-то, хоть понемногу, но надо двигаться. Он — нейрохирург от Бога! — подытожила Наталья.

Дорога к выздоровлению была непростой. После того как Александр вновь «научился» сидеть, нужно было пытаться стать на ноги.

— В этом просто незаменимой оказалась помощь Виктора Лукашенко, который преподавал тогда в нашей школе физкультуру, — вспоминает Александр. — У него была книга, рассказывающая, как проходят после травм реабилитацию спортсмены.

Вместе с коллегой Сергеем Остапенко и другом семи Воронцовых Сергеем Левченко Виктор Лукашенко из подручных средств соорудил для Александра самодельный тренажер. Чтобы заниматься на нем, предстояло одеть «пояс связиста»: нехитрая конструкция с гирями позволяла телу держаться вертикально. Александр начинал с малого: стоял сначала 3 минуты, потом — 5, потом еще плюс 2… «Тренер» приходил к Воронцовым ежедневно!

Дальше — больше: Александр Воронцов постепенно начал учиться ходить.

— Я уже и деток в садик водить перестала: все-таки веселей, не один дома. Опять же — воды или что-то другое подадут. А когда приходила домой, муж мне рассказывал, сколько кругов он сегодня «нарезал», — поделилась Наталья.

Новый пол, покрытый свежим лаком, сплошь и рядом был испещрен бороздами от колес тренажера. И каждый новый след только радовал, только добавлял надежды на лучшее. Спустя семь месяцев после операции молодой учитель на костылях уже смог сам выйти на улицу.

 И СРАЗУ взялся за дело. В доме работа для настоящего мужчины найдется всегда. Начал с возведения забора — гнул проволоку и плел из нее сетку-рабицу. Чтобы развивать моторику рук, вязал детям перчатки и шарфики. Говорил жене: «Ты только петли набери, а дальше я сам». Веранда к тому времени оставалась недостроенной — и здесь талант столяра, настойчивость и сила воли Александра пришлись как нельзя кстати. Потому, когда загорелся идеей заняться пчелами, вопрос о том, где взять для них ульи, не стоял. Инструмент был, и владел им Воронцов мастерски.

Правда, своего меда тоже пришлось подождать. С первого «захода», который был сделан в 90-е годы, дело не пошло: то рой улетит, то не приживется. Но хозяин не сдавался.

— Когда впервые медогонку включили, я смотрю: и где же он, этот мед? Все по стенкам размазалось, ничего не видно! — смеется Наталья.

Зато потом, когда наконец-таки смогли распробовать пчелиный дар по-настоящему, оказалось, что свой мед не только слаще другого, но и полезней. Что подтверждают грамота Республиканского объединения белорусских пчеловодов и развернутый анализ. Мед семьи Воронцовых благотворно влияет на работу сердца, успокаивает нервы. Сегодня на семейной пасеке — 20 ульев.

Бывшие ученики не забывают учителя, со всеми праздниками поздравляют. Сын Павел, который сейчас работает на Белорусском цементном заводе, и дочь Елена, учитель музыки одной из могилевских школ, тоже родителей навещают. Минувший год для супругов Воронцовых стал особенно знаменательным: вот уже три десятка лет, как они вместе!

Тем, кто по какой-то причине оказался прикованным к инвалидной коляске, Александр советует не терять твердость духа и не сдаваться! Даже если надежда вновь встать на ноги практически сведена к нулю. Надо верить в лучшее и работать над собой. И тогда все получится. Это он понял на собственном примере.

Светлана МАРКОВА, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter