Надо строить свой дом. Чтобы богаче, краше и дружнее становился единый общий…

Надо строить дом

Вчера, выступая на форуме патриотических сил «Символ единства», Президент сказал и такие слова:

— И когда ты возвращаешься в очередной раз домой, в очередной раз начинаешь понимать, в какой красавице, в какой прекрасной стране, в каком прекрасном месте, подаренном нам Богом, мы живем. Берегите это! Это принадлежит нашим детям!

Очень точные и волнующие слова, западающие прямо в сердце.

Однажды, во времена моего детства, довелось стать свидетелем долгостроя. Действительно, долгого строительства. Причем, насколько помню, я и уезжал из деревни в самостоятельную жизнь, а здание все продолжало возводиться так, по образному выражению моих земляков, как мокрое горит. На все достаточно большое село (с главной улицей и заречными) это был единственный дом, хоть уже и под крышей, но все еще с зияющими глазницами забитых досками окон, даже сруб успел заметно потемнеть.

Все звали его Карповым домом. Уже в старших классах узнал, что отец-лесник начал строить дом для сына и его будущей семьи, да, видно, что-то не сложилось. Этот дом обращал на себя внимание еще и потому, что долгострой он представлял абсолютно в единственном лице, все остальные усадьбы — и новые, и старые — были заселены, там, как правило, звучал детский смех и собачий лай. То есть жизнь кипела везде, и нигде в этой активной цепи не случалось ни одного порыва — иными словами, проблемы пустующих, брошенных и бесхозных домов не существовало в принципе, она еще никому не была известна вообще…

Почему сегодня вспомнился недостроенный Карпов дом?

Во-первых, очень хочется думать, что он в конце концов был достроен. А еще потому, что напрашиваются параллели с законами человеческого общежития — от соседа в деревне до межгосударственных отношений: начатое надо стараться всегда доводить до конца. Чтобы не оставалось в единых жизнеутверждающих линиях досадных проплешин и зияющих пустот. Вот и в наших исторических широтах, отмечаю для себя, меньше становится долгостроев. Казалось бы, обыкновенный листок календаря при тщательном рассмотрении и принципиальном подходе вознес глубоко исторический, по сути, момент до общенациональной праздничной даты. Вчера Беларусь впервые на государственном уровне отметила свой большой праздник — День народного единства. Великий день! Об этом уже много сказано, поэтому ограничусь лишь коротким комментарием в заданном контексте. Мы раньше, скажем честно, малость стеснялись признавать этот день датой, до которой налицо — разделение белорусского народа, оккупация части нашей исконной земли страной-соседкой и безжалостная полонизация, а после — свобода, единство, восстановление справедливости и воссоздание государственности. Это, знаете ли, как скромный сосед закрывает глаза на то, что живущий через забор сельчанин гадит у него на пороге, грабит его сад и огород, да еще и жену пытается увести.

Хватит! Коль Варшава в минувшем году в очередной раз возглавила крестовый поход против Беларуси, ее государственных устоев и не только науськивала на мирных минских улицах к заимствованным майданам, но и готовила, финансировала и содержала некоторых отщепенцев-протестунов, тогда пора, как говорят, вскрываться: исторические карты на стол! 17 сентября 1939 года Красная армия вытурила с исконно белорусских земель польских пилсудчиков-кровопийц и вернула нашему народу единую страну.

Теперь и у нас, как у многих суверенных и независимых государств, есть свой праздник народного единства. Он в ряду главных — Дня Побе­ды, Дня Независимости. Так хорошо, здорово, что  он есть у нас!

Его, этот праздник, мы не хотим превратить в мероприятие, заформализовать, как снова кажется некоторым заглядывающим к нам через забор. Он плоть от плоти народный, ведь нет ничего дороже и сильнее национального единства. Которое в сердце, в крови, в плоти каждого гражданина Беларуси. Если он настоящий патриот своей Отчизны…

Образно говоря, со вчерашнего дня мы окончательно и до последнего угла возвели свой дом. В котором только мы — хозяева. Ну как — до последнего угла? Скорее, все еще достраиваем: и там надо расшириться, и здесь обновиться, и на усадьбе еще много где прибраться, от сорняков и вредителей окончательно избавиться. Одним словом, в расписании на завтра еще много дел…

Бывая на малой родине, с интересом наблюдаю за воплощением одной мечты. Большой, символической и заветной мечты. По соседству, на месте некогда осиротевшей усадьбы, молодой человек строит дом. Строит себе. Строит сам. С нуля. Солидный особняк. Иван года четыре назад задумал его как уютный семейный очаг, однако, похоже, не сложилось, увы. Но стройку он не останавливает, свободное от основной работы время с утра до вечера проводит на строительных лесах. Уже вот-вот выведет стены под крышу, на зиму законсервирует и весной снова примется за свое.

Делает все аккуратно и красиво. Как себе. Дом большой — на две спальни, с ванной и санузлом. «Зачем, — спрашиваю Ивана, — тебе две спальни?» — «Как зачем? Заведу семью, детей, места хватит всем. Все хорошо», — убеждает меня Иван. И себя, конечно. Он очень верит в это, у него есть заветная цель, которую сам и приближает.

Буду с нетерпением ждать, когда Иван отметит новоселье. А сделает это молодой и очень работящий человек обязательно. Ну год еще, ну два… И личное счастье, уверен, не обойдет этот двор. Иван достоин его, как, пожалуй, никто. Побывал за границей, много чего уже видел, но жить хочет именно здесь, на своей малой родине, своей земле и в своем доме. Вместе с соседями, земляками. Вместе со своей Беларусью.

Надо, надо и нам строить свой дом. Буквально и образно. Чтобы богаче, краше и дружнее становился единый — общий…


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter