«Надо снимать фильмы и о любви…»

Корреспонденту  «Р»  удалось  провести  один  день с  режиссером  Александром  Ефремовым  на  съемках  нового  фильма  киностудии  «Беларусьфильм»

Корреспонденту  «Р»  удалось  провести  один  день с  режиссером  Александром  Ефремовым  на  съемках  нового  фильма  киностудии  «Беларусьфильм»

Уговорить режиссера хотя бы на короткое интервью довольно проблематично. Эти люди постоянно заняты. А уж если режиссер работает над съемками фильма… Этому таинственному процессу не должны мешать посторонние. Но ведь так интересно узнать, как рождается художественный фильм. 

К удивлению, заслуженный деятель искусств Беларуси, режиссер Александр ЕФРЕМОВ согласился пустить нас в святая святых — на съемочную площадку. Вместе с ним мы и прожили один день. 

В это воскресное утро, когда большинство людей наслаждались сладким сном, Александр Васильевич был на ногах уже в полседьмого утра. Бодрящая чашка зеленого чая с лимоном и медом, а затем контрастный душ: холодный, горячий, холодный, горячий… После — еще одна чашка чая, но уже с бутербродом. А потом – на работу. Вся съемочная группа в восемь тридцать должна быть в Республиканском научно-практическом центре детской онкологии и гематологии, где снимается новый фильм киностудии «Беларусьфильм». 

— Мы сейчас работаем над картиной под названием «Рифмуется с любовью». Это не просто история о врачах. Это фильм о любви, — рассказывает режиссер. — О любви к детям, к профессии, к стране. История девочки, заболевшей лейкозом, которую излечивают в белорусской больнице, хотя ее отец не очень верит в то, что такую болезнь можно вылечить в нашей стране. Это не придуманная сладкая патриотическая история, а реальность. Уровень отечественной медицины таков, что часто лечиться от подобного рода заболеваний едут к нам. 

— А почему именно эта тема так вас взволновала? – спрашиваю у Александра Васильевича, наблюдая за тем, как в кабинете заместителя директора по клинике осветители устанавливают софиты, оператор настраивает камеру. 

— Идея родилась из повести Юлии Лешко, которая так и называется «Рифмуется с любовью». Сейчас телевизионный экран заполонен милицейскими историями. Возникает ощущение, что кроме бандитов, проституток, наркоманов и милиционеров, которые за ними гоняются, сегодня никто и не живет. Я считаю, что кино должно рассказывать и о другой стороне жизни – о нас с вами. О наших удачах, победах, проблемах и несчастьях. Этому и посвящены все мои картины. 

Пока съемочная группа занимается подготовкой (или, говоря профессиональным языком кинематографа, осваивает объект), режиссер ходит по кабинету, мысленно проигрывая роли каждого актера. Он старается почувствовать пространство и продумать игру. За девять с половиной часов этого рабочего дня надо успеть снять два эпизода фильма, которые займут семь минут телевизионного времени. И только на первый взгляд это можно сделать быстро… 

Первой на очереди  съемка сцены между врачом Ольгой Николаевной, которую играет Анна Ковальчук, известная по роли Маргариты в фильме «Мастер и Маргарита», и отцом больной девочки Геннадием (известный российский актер Александр Дьяченко). 

— Очень трогает, что актеры, занятые в съемках, делают это с огромным удовольствием, — говорит Ефремов. — Когда дети болеют – это страшно. Но есть вещи, которые меня вдохновляют. Мы снимали несколько эпизодов в казино «Эмир». Администрация этого заведения попросила нас привезти номер счета конкретного ребенка, который болен. И к деньгам, которые мы заплатили за аренду помещения, они собирались добавить еще значительную сумму и перечислить все на счет ребенка. 

— Почему для съемок в главных ролях приглашены российские актеры? 

— Хочется, чтобы география картины была широкой. Может быть, надежды не оправдаются, но я верю, что мы завоюем и российскую (а может, даже шире) аудиторию. Телевидение – это структура, настроенная на рейтинги, поэтому существуют медийные, популярные актеры. Это создаст фильму хорошую рекламу. У нас раскрученных для российского телеэкрана актеров очень немного. Но для меня работать с Анной и Александром еще и огромное удовольствие.  А вот в остальных ролях заняты в основном белорусские актеры. Это и Валерия Арланова, и Александр Ткаченок, Татьяна Мархель и Маша Возба, которая играет главную детскую роль. Фильм станет поводом, чтобы представить их на широкий российский экран. 

Примерно в 10 часов Александру Васильевичу сообщают, что с поезда сошла Анна Ковальчук и скоро актеры будут на месте. 

— Анна работает в театре, поэтому сейчас приехала только на два дня. Потом приедет на целую неделю. Не очень хочется полностью отрывать людей от других дел, — говорит Ефремов. 

«Рифмуется с любовью» — двухсерийный фильм так называемого воскресного формата, который сейчас очень популярен. В работе над ним непосредственно участвуют, не считая актеров, около 40 человек: режиссерская и операторская группы, художники, костюмеры, гримеры… 

Пока Александр Васильевич дает последние наставления оператору, мы заглянули в лекционный зал центра, который на время превратился в гримерку. Здесь уже наносились последние штрихи макияжа Анне Ковальчук, а Александру Дьяченко оставалось подправить прическу. 

— В последнее время главный критерий выбора той или иной работы для меня не столько денежный фактор, сколько атмосфера, в которой мне предстоит прожить время съемок, — признался Александр Дьяченко. — Я знал, что Александр Васильевич еще и художественный руководитель Театра киноактера. Он бережно относится к артистам и умеет найти подход к человеку. А потом мне попал в руки материал. Это не типичная мелодрама, где предусмотрен счастливый финал. Здесь как такового счастливого финала нет, но зато перед каждым героем поставлена задача, и каждый вынужден принимать решение.  

— Такие роли тяжело играть? – спрашиваю у Александра.  

— Если играть по-настоящему, то все непросто. Вопрос в проценте затрачиваемости. Как только речь идет о чем-то, имеющем непосредственное отношение к жизни, надо вспоминать личный опыт. Если этого опыта не было, на одной технике сыграть невозможно. 

И вот актеры занимают свои места в кабинете. Сначала проигрывают эпизод полностью, а потом начинается детальная проработка. Много раз режиссер прочитывает реплики актеров вместе с ними. Следит за интонацией, мимикой и жестами. Показывает, как надо сыграть, что почувствовать. 

— Ты пришел растерянный, ты загнан в угол, ты потерян, — объясняет Ефремов Дьяченко. – Поэтому ты сидишь на стуле, и руки у тебя должны быть в карманах. В середине разговора ты уже немного окреп – сел свободней… 

— В конце разговора я должен встать и подойти к столу, показывая решительность, – предлагает актер. 

— Попробуем, — соглашается Ефремов. 

В это время Анна Ковальчук тихо повторяет: «Мешанка. Трасянка. Нэнза». А потом пишет шпаргалки с труднопроизносимыми словами и раскладывает их на столе. Дело в том, что ей придется произнести пару фраз на диалекте, распространенном в деревнях  Брестской  области. Именно отсюда приехала на лечение еще одна маленькая героиня — Зоська. Кстати, роль больной Зоськи играют сразу две девятилетние актрисы близняшки Света и Вера Цуба.  

— Режиссер выбрал одну, а оператор — другую, вот и решили снимать обеих, — рассказывает мама девочек, которая дежурит на съемках. —  Их фотографии были в картотеке киностудии. Совсем маленькими, отдыхая в пионерском лагере, они снялись в эпизоде фильма «Карусель».  После этого нас стали приглашать в кино. Еще они у меня танцуют в ансамбле «Ровесник», участвуют в показах одежды. Иногда уроки делаем прямо на съемках. 

Сегодня маленькая Зоська должна стоять за дверями Ольги Николаевны и плакать, просясь домой. У девочки никак не получается изобразить по-настоящему жалобный плач. Ефремов берет ее на руки: «Ну давай вместе поплачем. Маленькая моя». Кстати, Светлана, которая в этот раз играла Зоську, так вошла в роль, что всякий раз, когда Анна Ковальчук, репетируя, произносила имя ее героини, возникала откуда-то со словами: «Я здесь». 

Но вот наконец режиссер решает, что все готовы и можно снимать. 

— Снимаем общий план. Приготовились! — командует он и спешит в соседний кабинет, где установлен телевизор. 

Здесь возле экрана уже давно собралась часть съемочной группы. Все хотят первыми увидеть новые кадры будущего фильма. Хотя перед нами предстает лишь немое кино (озвучиваться картина будет позже).  

— Камера! – кричит Ефремов, и тут же срабатывает хлопушка. – Начали! 

Сняли общий план. Еще предстоит запечатлеть отдельно игру каждого актера, то есть еще три плана. Так, над четырехминутным эпизодом работали около пяти часов! А затем, после небольшого перерыва, все переместились в больничную палату и приступили к съемкам эпизода встречи главного героя с дочерью. 

— Для вас что самое сложное в этом фильме? – спрашиваю у Александра Васильевича. 

— Сделать его максимально интересным. Нет никакой необходимости лишний раз показывать, какие трудности испытывают дети при излечении, как это тяжело для родителей. Весь материал держится в основном на актерах. Как сделать так, чтобы актеры раскрылись полно и интересно, – в этом основная проблема каждой картины. 

— После такой тяжелой работы надо хорошо отдыхать? 

— Баня – огромное удовольствие. Летом, когда у меня бывают выходные дни, я хожу в лес и режу себе березовые и дубовые веники и внутрь каждого закладываю полынь. 

Кстати

14 июня этого года врачи и родители больных детей в Республиканском научно-практическом центре детской онкологии и гематологии создали первый банк славянской крови. В июне 100 человек сдали кровь, которая может спасти жизни ребят. Именно слово «кровь» рифмуется со словом «любовь». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter