Надо подкрашивать воду

В Белорусском государственном академическом музыкальном театре на этой неделе проходят гастроли Смоленского государственного драматического театра им. А.С.Грибоедова...

В Белорусском государственном академическом музыкальном театре на этой неделе проходят гастроли Смоленского государственного драматического театра им. А.С.Грибоедова. Гастроли обменные: в эти же дни коллектив музкомедии показывает свои лучшие спектакли в Смоленске. Главный режиссер смоленского театра Виталий Барковский накануне открытия гастролей рассказал о потерях, приобретениях и проблемах коллектива.


Шестое чувство времени


— В качестве главного режиссера в Смоленске я поставил уже три спектакля: «Муж для поэтессы», «Поздняя любовь» и «Вишневый сад». Казалось бы, можно уже познакомиться с труппой, с театром? Не тут–то было. Все как в первый раз. Вы скажете: как же так, вы же взрослый человек, опытный режиссер, должно же у вас быть какое чутье, нюх? По воздуху уже должны определять — куда идти, зачем. Ничего подобного. Все очень сложно. Театру сейчас вообще очень сложно. Такой огромный информационный шквал, такая свобода выбора! Очень легко забыть о главной задаче: о воспитании чувств и мыслей.


Знаете, кто является для меня подлинным современным художником? Тот, кто в первую очередь постигает уже накопленный культурный опыт. Кто в театре изучил наследие Станиславского, Гротовского, Мейерхольда, Кантора и идет дальше.


Эгоизм высокого полета


— У нас в коллективе 33 актера. Плюс 130 человек обслуживающего персонала. Хотя мне кажется, сотни или даже меньше было бы достаточно. Я в свое время, когда еще работал артистом и мне не хватало денег, лет 7 занимался тем, что красил декорации. Меня ничуть не смущало. Так что я против раздутых штатов.


И к каждому актеру нужно найти свой подход, помочь ему раскрыться. Актерство, на мой взгляд, замечательная профессия. Но я уверен, что в актеры идут люди, которые хотят удовлетворить свой эгоизм. Они выходят, словно на подиум, и смотрят на вас сверху вниз. Заметьте, раньше, в древнем театре, было по–другому: сцена находилась в нише. Теперь наоборот. Такое вот завоевание нового времени.


При всех актерских амбициях и при всех благородных задачах театр — это еще и фабрика. Фабрика по выпуску продукции со своим планом и своими проблемами. Мы вынуждены преследовать не только художественные, но и вполне приземленные цели: чтобы у нас просто не пустовал зрительный зал. Никуда от этого не денешься. Мой учитель Анатолий Эфрос по этому поводу тактично говорил: «Надо подкрасить воду. В подкрашенной воде мертвое кажется сказочным». Это когда светом, оформлением, костюмами скрывают недостатки плохой игры или драматургии.


Сейчас, по–моему, все свою «воду» подкрашивают, а зритель завороженно на это смотрит. Мы неизбежно уходим от сути, от знаков и ритмов своего времени.


Через отчаяние к свету


— Я верю только в тот театр, который через отчаяние пытается постичь суть. Может, поэтому нас с Николаем Труханом в свое время называли шаманами. Хотя я не люблю это слово. Что значит шаман? Не в шаманстве дело, а в том, что хочется быть интереснее и сложнее. Для этого не обязательно рвать на себе рубашку или быть предельно эмоциональным. Заставьте ребенка плакать на сцене — и в зале начнут плакать. Это чистая техника. Не все хорошие спектакли, как и не все великие музыкальные произведения, эмоциональны. Есть еще и невидимая партитура чувств, о которой говорил Эфрос. Есть тончайшие тихие уголки души, и эти ноты едва слышны. Как у Альфреда Шнитке в симфониях, где скрипка борется с оркестром минут 20: она вся изнемогает, оркестр ее подавляет, уничтожает, но она опять карабкается, пробивается, и в конце концов, как комарик, в финале остается только ее звучание.


Конечно, и белорусская, и российская театральные школы дают необходимые знания. Но после этого все равно надо куда–то ехать и учиться. Терзать свой ген творца. Я уверен, в каждом из нас сидит творец. Надо открывать его в себе, как и открывать спящие в нас народы и нации. Вы думаете, что мы только белорусы? Нет, мы еще и римляне, англичане, шведы. Космосом, природой и историей в человеческом сосуде намешано очень многое.


Кстати


В Минск Смоленский государственный драматический театр им. А.С.Грибоедова привез 5 спектаклей классического репертуара: «Ревизор», «Ромео и Джульетта», «Вишневый сад», «Грех» и «Benvenuto, Отелло!». Завершатся гастроли 5 марта. Наш музыкальный театр в Смоленске покажет «Аршин мал алан» У.Гаджибекова, «Юнону» и «Авось» А.Рыбникова, «Летучую мышь» И.Штрауса, «Однажды в Чикаго» Дж.Кандера, Дж.Стайна, Г.Миллера и «Кармен–сюиту» Ж.Бизе/Р.Щедрина, дивертисмент из балета «Щелкунчик» П.Чайковского.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter