Открытый шоссейный чемпионат страны по велоспорту примерил не себя статус белорусского «Тур де Франс»

Надо пахать, парни

Открытый шоссейный чемпионат страны по велоспорту на призы «Сельской газеты» примерил не себя статус белорусского «Тур де Франс»

Из обычного турнира благодаря журналистам, спонсорам, властям эта велогонка примерила не себя статус белорусского «Тур де Франс»


Время на гонках мчится вскачь. Кажется, еще вчера Открытый шоссейный чемпионат страны по велоспорту на призы «Сельской газеты» стартовал прологом в Бресте, и вот уже ждем следующей многодневки — как всегда в конце июля, через год. Казалось бы — полгода готовились, переживали, что-то придумывали и организовывали — и вот шестидневный веломарафон проехал, пронесся, промчался, просвистел и пролетел по маршруту Брест—Пружаны—Дрогичин—Береза. Каким запомнится нам эта прогулка, какие зарубки оставит в памяти?


Из обычного турнира эта гонка, не без помощи организаторов и партнеров, скажу без преувеличения, примерила на себя статус белорусского «Тур де Франс». Громко? Пожалуй. Но ведь надо же когда-то начинать уважать и любить свое? Вовлекли спонсоров, журналистов, местные власти. Пусть не обошлось без ошибок и шероховатостей, пусть не стал наш турнир столь знаменитым и масштабным, как французский, но резонанс приобрел нешуточный. Удивил и впечатлил стремительный пелотон и самих гонщиков, и зрителей.

Вихрь событий закружил. На подобных соревнованиях один день идет за два. Утро, день, ночь — снова утро. А вместе с ним новые этапы, маршруты, пьедесталы. Многодневка — карусель, только успевай следить за событиями, как за картинками в калейдоскопе и фиксировать их в памяти. Из Минска мы стартанули 27 июля, и уже через три с половиной часа умирали от жары на брестском гребном канале, где квалификационный заезд за желтую майку лидера выиграл бронзовый призер молодежного чемпионата Европы в Афинах, капитан команды Гомельской области Роман Тишков. А потом была еще одна победа, намного значимей предыдущей. На первом этапе Рома открыл для себя на турнире золотую сессию. За три часа он преодолел 140 км по маршруту Брест—Остромечево—Видомля—Каменец—Шерешево—Пружаны. Своих эмоций он не скрывал, охотно демонстрируя всем свой новый трофей — кубок этапа. 

Дальше — больше. Тишков стал победителем второго этапа, ни разу, впрочем, еще не сняв желтую майку лидера, которая, казалось, уже навечно приросла к его телу. Он не привык «танцевать на педалях». Рома крутит их часто и мощно, используя свои лучшие качества и идеально подобранную под него систему — велосипед. Он стал главной звездой этого тура. Спортсмен сверкал улыбкой и охотно отвечал на вопросы журналистов. Еще не зная, что со временем это внимание к его персоне возрастет и выльется для него в настоящее испытание. Но вскоре громом посреди ясного неба выпалил Андрей Пешкун, темная лошадка из команды Минска, выигравший третий этап, а впоследствии и всю гонку. Но об этом чуть позже.


Гонка включает в себя массу спринтерских этапов и горки разной сложности. Здесь нет аномально крутых подъемов, как на «Вуэльте», или этапов с пятью горами, как на «Джиро». Только представьте: пять дней разношерстный, но очень дружный, спаянный пелотон перемещается с места на место, ежедневно преодолевая одну-две сотни километров и устраивая привалы только на ночь в новом городе, новой гостинице, получая новые впечатления от нового общения...

В пестрой карусели многодневки царят исключительно демократические законы. Здесь нет деления на главных и второстепенных. Журналист или представитель велосиндиката — такой же участник неповторимого действа, хотя и передвигается он на автомобиле, а не на велосипеде. Но в центре внимания, безусловно, оказываются гонщики. Они доступны и готовы ответить на вопросы. Только поговорить с ними удается чаще всего накоротке, перед стартом этапа, в так называемом лагере участников. Большое счастье, если тебя в гостинице поселят с кем-то из гонщиков по соседству.

С погодой везло, как никогда. Бывало зябко, холодно и дождливо. А иногда солнце припекало так, что плавился, словно масло, асфальт, а вместе с ним и мы. К концу недели у нас был велосипедный загар: от пяток до колена и от кончиков пальцев на руке до плеч.

А еще нам очень повезло с водителем. В двух первых гонках выделенным журналистам автомобилем управлял механик Геннадий, рьяный фанат велоспорта. Он настолько хорошо знал все нюансы — когда ехать впереди пелотона, а когда следом, где сделать остановку на обед, смотреть окончание этапа на трассе или ехать в гостиницу отписывать новости с дорог, что я очень быстро освоился и к концу многодневки уже ориентировался без посторонней помощи.


Последние километры этапа — что-то невообразимое. Скорость поражает даже самих гонщиков. Она доходит до 50 км в час на равнинах, и до 60 — на спусках. И так на протяжении 120—160 км. Каждый день. После финиша многие признавались: «Ноги болят ужасно, спину ломит. А еще ноют ягодицы. Наверное, неправильно сидел. Завтра будет самая тяжелая гонка. Надо выспаться».

Падения всегда случаются, особенно когда меньше всего их ждешь. Часто, когда дорого мягкая, ровная и длинная, гонщики дремлют, рефлексы заторможены, все клюют носом и — оп... Колонна распадается, словно карточный домик. Первый, второй, третий... А там уже и все тридцать. Иногда это заканчивается скверно. Нет ничего хуже падения. И дело тут даже не в крови — ее можно вытереть. Если ты упал на асфальт, то не сможешь заснуть из-за боли, а если ты не спишь, то через два-три дня сходишь с дистанции. Так было с гонщиком велоклуба «Минск» Константином Клименковым, который уже после разделки на третьем этапе снялся с турнира, не снискав никаких лавров. Впоследствии из-за плохого самочувствия врачи сняли еще 10 гонщиков.

Что касается еды, то в сумках всегда одно и то же. Питание велогонщика состоит из фруктов, булочек, зефира и горького шоколада. Плюс две фляги с холодной водой. Занимательный факт: за одну гонку велосипедист может потерять до 4 кг веса и пролить 4 литра пота!

Веломногодневка — испытание для многих. Парни пашут на дороге как заведенные, преодолевая жару, ветер, дождь, град. Случаются поломки, которые тут же устраняют на дороге. Приходится отставать, догонять, снова отставать. Но парни не унывают. А еще более рьяно крутят педалями и щелкают передачами. Это, конечно, не «Тур де Франс», мы поскромнее. Но ведь «Большой петле» чуть больше века, а история белорусской обновленной гонки только начинается.

lobatjy@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter