Надо открыть двери кабинетов

Закрытость и безнаказанность — два главных кита бюрократии...

Закрытость и безнаказанность — два главных кита бюрократии. Пока уютный кабинет зорко охраняется снаружи непробиваемым для граждан секретарем, пока «ничего не будет» за не решаемые годами проблемы людей и отписки, бюрократы и бюрократики будут уверенно процветать.


Проведенный прошлым летом мониторинг привел в тонус многих руководителей. Но некоторые, похоже, склонны забывать полученные уроки. Как рассказал мне Станислав Буко, начальник главного управления по работе с обращениями граждан и юрлиц Администрации Президента, количество жалоб в первом квартале опять пошло вверх: «Проблемные темы не изменились — это строительство и ЖКХ. По–прежнему у некоторых руководителей на первом месте проценты, надои и килограммы, а люди с их проблемами — на последнем. Проведут формальные встречи, отмахнутся, отпишутся, а то и вовсе дают противоречивую информацию. Естественно, люди пойдут жаловаться».


Тема работы с гражданами обсуждалась в прошлом году на совещании у Президента. Некоторые предложения приняты. Указ № 119, подписанный на минувшей неделе, отнес работу с обращениями к основным критериям оценки руководителей. Умение выслушивать и решать проблемы людей будет отражаться в характеристиках, а при аттестации или назначении станет определяющим условием работы должностного лица и его служебной перспективы. «Кадровое управление Администрации Президента перед аттестацией направит специальную комиссию, которая и проверит на месте, как проводится работа с обращениями граждан, — посвятил в детали Станислав Буко. — Если человек назначается на руководящую должность впервые, то на собеседовании с помощью тестирования будет выявляться его способность работать с людьми. Думаю, что эти меры должны подстегнуть».


Еще одно изменение, которое внес Указ № 119, касается открытости госорганов. В частности, организации должны на своих сайтах размещать ответы на наиболее актуальные вопросы. Кроме того, руководители и должностные лица должны систематически встречаться с людьми, трудовыми коллективами, проводить «горячие линии» и пресс–конференции. Информация — это то, чего не хватает не только гражданам, но и журналистам. Поскольку изменения вступили в силу, решила позвонить в выбранное наугад министерство — промышленности — и узнать, составлен ли уже график пресс–конференций министра и его замов. Мне ответили — нет. Об указе знают, но это, мол, «касается только облисполкомов, райисполкомов и других местных органов власти, но не министерств». Хотя Станислав Буко особо подчеркнул, что требования касаются всех госорганов без исключения.


И это справедливо. По своему опыту скажу, что добиться официального комментария в некоторых министерствах, в отличие от исполкомов, не так–то просто. Как правило, попросят составить письмо на бланке и пообещают «рассмотреть». Через недели две–три. Иной раз считают «освещение данной проблемы несвоевременным». А если согласятся на комментарий, то, как говорят журналисты, когда новость уже «протухла». Конечно, так не везде. Есть руководители, чиновники и даже министры, которые всегда готовы найти время, чтобы оперативно дать ответы на вопросы, актуальные и интересующие людей сегодня. Но такие компетентность и профессионализм, свойственны, к сожалению, не всем.


Тем не менее в Администрации Президента настроены на борьбу с бюрократией и формализмом решительно. Ожидается, что летом многих чиновников ждут жаркие деньки. Сейчас идет подготовка к очередному этапу мониторинга. Как на местах идет работа с обращениями граждан, проверят специалисты Администрации Президента, Совета Безопасности и Генпрокуратуры.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter