Надо ли Грузии в НАТО вступать?

Ведущиеся на протяжении многих месяцев разговоры о возможном вхождении Грузии в Североатлантический альянс, судя по всему, обрели под собой реальную основу. На днях парламент страны единогласно принял декларацию о срочном вступлении республики в НАТО. К декларации прилагается меморандум политических сил, под которым поставили свои подписи лидеры всех парламентских фракций и политических партий. Таким образом, Грузия может стать первым из государств СНГ, которое вступит в этот блок.

В Тбилиси стремятся сделать все, чтобы заслужить доверие Вашингтона. Сначала президент Михаил Саакашвили сделал комплимент своим западным партнерам, заявив о том, что о вступлении в самый сильный в истории человечества военно-политический альянс Грузия мечтала в течение веков. Затем он объявил о намерении увеличить грузинский военный контингент в Ираке с 850 до 2000 человек. Кроме того, несколько сотен грузинских военнослужащих будут направлены в Афганистан. С пониманием отнеслись в Тбилиси и к планам США разместить элементы своей системы противоракетной обороны на Кавказе.
Впрочем, вопрос о будущем членстве Грузии в альянсе, похоже, и без того уже решен. Это стало ясно после того, как палата представителей Конгресса США приняла законопроект в поддержку приема в НАТО новых членов, в частности Грузии, Украины, Албании, Хорватии и Македонии. Аналогичный законопроект сейчас находится на рассмотрении сената. Для успешной подготовки вышеназванных стран к вступлению в альянс, а также для укрепления их безопасности документ предполагает выделение им финансовой помощи в размере 20 миллионов долларов. Причем половина этой суммы пойдет в Грузию, что вполне понятно. Уж очень хочется США поскорее закрепиться в этом регионе, на непосредственной границе с Россией.
Есть еще причины экономического характера. Через грузинскую территорию проходит открытый в прошлом году нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан. Западу, который стал главным спонсором строительства этой трубы, нужны твердые гарантии ее безопасности. Предоставить их может как раз приход в регион НАТО.
Решение американских конгрессменов безмерно воодушевило грузинских политиков. Председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе заявила, что “Грузия все сделает для того, чтобы как можно быстрее вступить в организацию, с которой мы связываем надежды на восстановление территориальной целостности страны и защиту ее суверенитета”.
Между тем в Москве евроатлантические планы Тбилиси считают попыткой силой вернуть контроль над Абхазией и Южной Осетией. Как подчеркнул российский посол в Грузии Вячеслав Коваленко, возможное вступление Грузии в альянс сильно усложнит решение конфликтов, связанных с этими непризнанными республиками. В Сухуми и Цхинвали может укрепиться ощущение, что Грузия делает ставку на силовое разрешение конфликтов.
— Россия категорически против вступления Грузии в НАТО, — заявил председатель комитета Госдумы по делам СНГ Андрей Кокошин. — Это путь, ведущий к резкому обострению ситуации в регионе. Вместо того чтобы заниматься расширением, альянс должен подумать над решением проблем в Ираке и Афганистане.
Крупной ошибкой назвал стремление НАТО к продвижению на восток глава российского МИД Сергей Лавров. Тут возникает очень много вопросов. Например, кто может представлять угрозу Украине и Грузии? Зачем в Тбилиси стремятся поскорее вступить в
НАТО: чтобы внести реальный вклад в деятельность альянса в сфере региональной безопасности или для решения конъюнктурных задач в двусторонних отношениях с Россией?
Впрочем, по мнению некоторых экспертов, вступление Грузии в альянс не решит вопрос Абхазии и Южной Осетии желательным для Тбилиси образом. Натовские силы вряд ли станут “встревать” в конфликт с Россией на почве этих республик и открыто вооруженным путем выдавливать из региона российских миротворцев.
Пока спор да дело, американские парламентарии выразили готовность принять в Североатлантический альянс еще одну бывшую советскую республику — Украину. Причем не особо интересуясь желанием украинского населения, большинство которого, как известно, против такого шага. Тем не менее команда Виктора Ющенко четко следует курсом, который навязан из Вашингтона. На этой неделе украинский президент заявил, что считает идею размещения элементов американской системы ПРО в Польше и Чехии отвечающей интересам всей Европы.
Однако в отличие от Грузии не все украинские политики поддерживают евроатлантический курс руководства своей страны. Накануне лидер компартии Петр Симоненко сказал о том, что если подтвердятся заявления американцев о том, что Украина войдет в состав участниц проекта противоракетной обороны, то нужно будет привлекать к уголовной ответственности тех, кто вел эти переговоры.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter