Коронавирус заставил людей переосмыслить многие ценности. Как это скажется на потребительских предпочтениях?

«Надо искать уникальные решения»

Каким будет производство ближайшего будущего? Какие концепции будут конкурентоспособными, а какие подходы уйдут в прошлое? Об этом мы поговорили с членом Совета по развитию предпринимательства, генеральным директором научно-производственного предприятия «АДАНИ» Владимиром Линевым, который обладает почти 30-летним опытом работы в промышленном секторе — за это время ему удавалось преодолевать самые разнообразные кризисы. 

Изменчивый мир

— Владимир Николаевич, утверждение, что после пандемии мир будет другим, за несколько месяцев стало почти аксиомой. Какие изменения ждут промышленный сектор? За счет каких факторов можно будет оставаться конкурентным? 

— На мой взгляд, спасение — в развитии высокотехнологичных предприятий. Из своего опыта могу сказать: инновации востребованы всегда. Более того, высокотехнологичные, инновационные, гибкие компании во время кризисов растут даже быстрее, чем во времена стабильности. 

Но надо понимать: сейчас компании конкурируют не продукцией, а бизнес-моделями. Их необходимо постоянно развивать, улучшать, становиться более гибкими, быстро реагировать на любые изменения. Конечно, это звучит как лозунги, но за их реализацией на практике стоит большая серьезная работа. По своему опыту скажу, что изменить структуру предприятия, подходы — большой и кропотливый труд. 

Думаю, на рынке будет выигрывать тот, кто будет глубже понимать своего потребителя. И это не клиентоориентированность в чистом виде, про которую много говорят. Выигрывает бизнес-модель, когда обладаешь четкой обратной связью с заказчиками: предлагаешь им не товар, а решение их проблемы. Причем стараешься сделать так, чтобы эти решения превышали его ожидания. По этой тематике написано много книг, сформулировано много теорий. Но ключевая проблема — как реализовать все теории на практике. И каждое решение в рамках конкретной компании уникально. И эти уникальные решения необходимо искать. Другого пути нет. На самом деле, все прогрессивные компании в мире двигаются по этому пути. 

Ключевыми ячейками современного производства являются команды, которые могут решать определенные задачи.
Фото  БЕЛТА

Движение к цели

— Но сегодня-то ключевая проблема — какую продукцию производить? Возможно, в нынешней ситуации даже клиенты до конца не знают свои потребности.

— Очень важно сформулировать стратегию, миссию компании, цели, которым она служит. Почти 30 лет назад мы определили миссию нашей компании: защита жизни, здоровья и безопасность людей. Решения для достижения этих целей всегда востребованы. Человек всегда стремится быть здоровым, получать качественное лечение, быть защищенным от других рисков. Приведу пример из личного опыта. В самом начале 1990-х мы создали прибор, который способен определять уровень загрязнения радиацией продуктов питания. Тогда только развалился Советский Союз, денег не было ни у простых людей, ни у предприятий, ни у бюджетных организаций. Но даже в этих очень сложных экономических условиях люди стремились есть чистую пищу. И наше оборудование пользовалось спросом. И подобных примеров могу привести множество.

 Убежден, что любой бизнес должен накапливать компетенции исходя из своей бизнес-стратегии и применять их в различных сферах, диверсифицироваться. И стремиться к обеспечению полного инновационного цикла: уметь проанализировать и оценить потребности заказчика, разработать продукт, произвести его, поставить, наладить и обслужить. 

Сейчас компании конкурируют не продукцией, а бизнес-моделями. 

Время — деньги

— Но еще недавно очень популярна была концепция узкой специализации предприятий и развития аутсорсинга... 

— Эти бизнес-модели были актуальны, но лет 20 назад. Тогда инновационный цикл длился семь лет, сейчас — меньше года. Время на создание и вывод продукции на рынок сегодня становится ключевым конкурентным преимуществом. Посмотрите на мировых производителей, скажем, смартфонов. Выигрывает тот, кто выведет на рынок новую модель первым. Хотя бы на 1–2 недели. Другой вопрос, что крупным производителям сделать это очень сложно, на это приходится тратить громадные деньги, которые не всегда окупаются. Поэтому даже крупные корпорации стараются становиться гибкими. Массовый выпуск серийных систем уходит в прошлое. Скажем, такой гигант автомобилестроения, как «Тойота», и другие лидеры отрасли уходят от классической конвейерной к так называемой распределенной модульной сборке. Она позволяет создавать огромное количество модификаций. 

Сегодня одна из ключевых проблем промышленности — система управления. Даже очень талантливому менеджменту тяжело управлять огромным предприятием из заводоуправления, не теряя мобильности. А конкурентные модели строятся на принципе формирования определенных компетенций и правильной их комбинации для решения конкретных задач. Современные заводы последнего поколения представляют собой фактически десятки, иногда даже сотни мини-предприятий, каждое из которых обладает своей компетенцией. Говоря образно, получается кубик Рубика. Это сложная система, которая складывается воедино из правильно подобранных элементов. 

А компетенции — это люди. Ключевыми ячейками современного производства являются команды, которые могут решать определенные задачи. Команда — это не просто штат слесарей и инженеров, а общность людей, обладающая теми или иными компетенциями. При сложившихся неизвестностях, выиграют предприятия со структурированными компетенциями, которые формируют правильно мотивированные люди. Мы такую модель называем моделью жизнеспособной, саморазвивающейся корпорации. 

Новые ритмы

— Было много дискуссий про перспективы встраивания Беларуси в международные производственные цепочки, в том числе с привлечением капитала и возможностей транснациональных корпораций.

— Сегодня эти вопросы уже почти не актуальны. Очевидно, что мировая экономика столкнулась с глобальным перепроизводством. Возможности индустриальных площадок превышают в несколько раз платежеспособный спрос. Цены будут падать, все компании — сокращать издержки. И привычные цепочки уже разрушаются. Например, существует тенденция, когда продукция реализуется напрямую, а не через дистрибьюторов и торговые дома, как раньше. Создание производственных площадок крупными международными корпорациями — это не цепочка, а маркетинг. Производства создаются в стране, в которой есть сбыт. Фактически это маркетинговый ход. Если пропадает спрос на продукцию, то исчезает и производство. Но чтобы создать цепочку, что-то отдать на аутсорсинг, необходимо время, стабильность, предсказуемость бизнеса. В ближайшие годы этого однозначно не будет. Поэтому аутсорсинговые схемы будут сокращаться. Расфасовка, упаковка, смешивание и подобные операции — это продажи через имитацию производства. 

Национальные экономики будут развиваться на собственных инновациях. Правда, надо четко определиться с дефиницией этого понятия. В какой-то степени инновация стала термином-паразитом, который употребляют слишком часто, отчего он девальвировался. Инновация — это создание совершенно новой, уникальной ценности, а не нового продукта. Неминуемо возникнут проблемы у предприятий, которые ориентируются на выпуск продукции. Необходимо перестраивать мышление и концентрироваться на решении конкретных проблем потребителей. Нам нужны дрель или трактор? На самом деле — нет. Нам нужны отверстия и вспаханное поле. А как появятся дырки и борозды — с помощью сверла и плуга или каким-то другим способом — покупателя по большому счету не интересует. 

Очевидно, что и люди, и бизнес станут более рациональными. Спросом будут пользоваться понятные, качественные и недорогие товары. Не вызывает сомнения, что пандемия заставила людей задуматься о безопасности. И однозначно будут востребованы решения, которые эту безопасность будут обеспечивать. Не только разработки, связанные с медициной, но безопасность в широком понимании этого слова. Например, стремление к социальному дистанцированию порождает новые потребности в удаленной торговле, работе, а услуги, в том числе и государственные, получать в удаленном доступе… 

Возникают новые потребности и требования к санитарной обработке. Эпидемиологическая история породила целый спектр новых потребностей. И выиграет тот, кто первым на них отреагирует. Сейчас мировая экономика напоминает конкурс со стульями, когда все бегут, потом резко садятся и кому-то стула не хватает. Все происходит почти мгновенно. Банкротства даже крупных компаний наступают так быстро, что никто не успевает проанализировать и понять, почему произошел крах. И надо ориентироваться на быстрый бег, гибкость, сообразительность, чтобы, образно говоря, сесть на стул раньше конкурентов. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter