Григорий Рапота — об узнаваемости бренда Союзного государства и новых проектах

Надо идти от жизни

На «Деловом завтраке» в гостях у «Российской газеты» побывал Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. Вопросы гостю были самые разные — о единой визе, «союзном» роуминге, равных правах на получение образования... Ответил Григорий Алексеевич и на вопросы «СОЮЗа».

Григорий Рапота: Великое дело, что газета «СОЮЗ» выходит на таких носителях, как «Российская газета» и газета «Беларусь сегодня».
РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

Григорий Алексеевич, 25 ноября исполнилось 19 лет с момента выхода первого номера нашей газеты. Она почти ровесник Союзному государству. На ваш взгляд, за эти два десятка лет бренд «Союзное государство» cтал узнаваем? Нынешний уровень информации достаточен, или все–таки ощущается некий информационный вакуум? Вы вообще сталкивались с теми, кто слыхом не слыхивал о нашем интеграционном образовании?

— Конечно, сталкивался. И с узнаваемостью, и с полной неузнаваемостью, и с незнанием, что такое Союзное государство. Вообще, чтобы об этом судить наверняка, нужно иметь результаты социологических исследований. У меня их нет. Совершенно очевидно, что в Беларуси общественность более информирована о таком институте, как Союзное государство, в Российской Федерации — в меньшей степени в силу разных объективных причин. Прежде всего из–за огромных территорий. Скажем, жителей Дальнего Востока объективно больше волнуют взаимоотношения с Японией и Китаем. Хотя как раз в этом регионе Союзное государство знают хорошо — благодаря политике местного руководства, которую проводил экс–губернатор Сахалина Олег Кожемяко. Думаю, дело его живет по–прежнему. Я был там год назад с рабочим визитом, и мы с моими коллегами постоянно удивлялись тому, как много там всего белорусского.

Но это все общие рассуждения. Чтобы серьезно отвечать на ваш вопрос, нужно иметь статистику. Единственное, что могу сказать точно: великое дело, что газета «СОЮЗ. Беларусь — Россия» выходит на таких замечательных, больших, широкомасштабных носителях, как «Российская газета» и газета «Беларусь сегодня». Это великое благо для нас и для читателей.

Большое внимание в Союзном государстве уделяется науке и ученым, в том числе молодым. Недавно в Москве прошел представительный экспертно–медийный форум по этой тематике, традиционно проводятся форумы вузов инженерно–технологического профиля. Наконец, в этом году с вашей подачи принято решение об учреждении премии Союзного государства в области науки и техники. По каким критериям будут выбирать лауреатов? Есть ли шанс у молодых? Когда впервые будет вручена эта премия?

— Сейчас как раз отрабатывается Положение о премии. Я очень рассчитываю, что 13 декабря мы на Совете Министров его примем. Надеюсь на это. И тогда я смогу ответить на все ваши вопросы. Сейчас скажу, что никаких возрастных ограничений, равно как и преференций, в критериях не будет. Наука есть наука: интересное открытие можно сделать как в преклонном, так и в юном возрасте. Мы всех ставим в равные условия. Премия весомая — 5 миллионов рублей. Такая же, как союзная премия в области культуры и искусства. И также будут выбираться не один, а три лауреата.

— В этом году дан старт еще одному знаковому проекту — установлению памятника советским солдатам, павшим подо Ржевом. В середине ноября вы участвовали в закладке камня на месте будущего монумента, а перед этим лично побывали в мастерской скульпторов. Как идет работа? Нравится ли вам самому этот монумент? И можно ли быть уверенным, что в 2020 году мы его увидим?

— А отступать некуда! Уточню, что в этом году по линии Союзного государства начат еще один крупный проект, в котором мы участвуем, — это развитие музея и мемориального комплекса Брестской крепости. Уже выделены из союзного бюджета необходимые суммы. Мы этим проектом занимаемся на территории Беларуси. И второй — это ржевский мемориал, это уже на российской территории. Ну что об этом говорить? Ржевская битва вообще обойдена историей. И основные герои этой битвы не генералы и маршалы, а солдаты, которых туда направили и которые буквально своими телами заслонили Москву. И они заслужили ту память, о которой мы говорим. Поэтому это будет памятник Солдату.

Что касается проекта монумента, то экспертная комиссия выбирала победителя в два тура. Всего было представлено 27 работ. Все они были под номерами, авторов мы узнали только после подведения итогов. Все по–честному.

Победил творческий тандем — скульптор Андрей Коробцов из Белгорода и архитектор из Подмосковья Константин Фомин. Совершенно необычный проект — действительно мемориал памяти. Мы считаем, что это уже искусство XXI века.

Один из проектов Союзного государства — это развитие музея и мемориального комплекса Брестской крепости.

— Григорий Алексеевич, последний вопрос — о кадрах. За последние месяцы заметные изменения произошли в Правительстве Беларуси. Но главное, наверное, для нас то, что сменились главы дипломатических миссий России и Беларуси. Как вам работается с новыми послами? Насколько плотно вы общались с ними до их назначения?

— И российского, и белорусского послов я знаю достаточно давно. Для меня это не новые люди. Общение с ними абсолютно комфортное.

— Они такие разные...

— Абсолютно разные, но это естественно. И хорошо. Владимир Ильич Семашко — это гуру промышленной политики и вообще российско–белорусских отношений. Михаил Викторович Бабич в российско–белорусские отношения окунулся недавно, но очень энергично и въедливо. Он уже изучил многое и по многим вопросам уже имеет свое мнение. Кстати сказать, уже активно помогает в работе органов Союзного государства. Я надеюсь, что оба посла привнесут свое в развитие наших отношений.

Ольга ГЕРАСИМЕНКО

gerasimenko@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter