Надо идти дальше

Вчера в Москве прошли саммиты ОДКБ и СНГ

Вчера в Москве прошли саммиты ОДКБ и СНГ, в которых самое активное участие принял Александр Лукашенко. Дело в том, что весь последний год Беларусь председательствовала в ОДКБ и едва ли не больше всех заинтересована, чтобы организация превратилась в авторитетный и работающий военно-политический блок. Статус ОДКБ в мире после вчерашней встречи должен повыситься. По крайней мере, кажется, на такой эффект рассчитывали семь президентов, когда договорились не размещать на своей территории военные базы иностранных государств без согласия всех союзников.


...Не уверен, что в Большом Кремлевском дворце до сих пор проводят детские елки, - на 31 декабря там, к примеру, запланирован концерт Ирины Аллегровой. Но саммиты Содружества и других международных организаций, сложенных из осколков СССР, там в последние годы в декабре проводятся регулярно и уже стали своеобразной предновогодней традицией. По сравнению с прошлым годом столование в кремлевских палатах стало еще более щедрым, да бросается в глаза, что после отказа от зимнего времени сумерки в Москве задерживаются практически до 10 утра. В остальном все идет своим чередом.


Московская пресса довольно скромно комментировала итоги встречи Александра Лукашенко, Дмитрия Медведева и Нурсултана Назарбаева днем раньше, которую сами президенты назвали исторической. "У нас многие пока не отдают себе отчета, не осознают, - пытался объяснить помощник Президента России Сергей Приходько, - но года через два все поймут, что это просто очень серьезно". Другой момент: срок нынешнего хозяина Кремля подходит к концу и первой новостью во всех местных СМИ проходит сообщение о регистрации Владимира Путина в качестве кандидата в президенты...


Но в белорусской делегации вчера еще продолжали обсуждать документы, подписанные "тройкой". Наверное, впервые после развала СССР страны согласились, что некоторые важные экономические решения теперь уже не будут приниматься отдельно в Минске, Москве и Астане, а полномочия перейдут единому наднациональному органу в Москве - Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). И ее постановления будут обязательными для всех.


Белорусский экс-премьер Сергей Сидорский, который назначен министром промышленности и агропромышленного комплекса в ЕЭК, немного рассказал журналистам о том, как будет работать этот орган. В него будут входить по трое представителей от каждого государства, имеющих равные права. При этом все решения будут приниматься коллегиально. "И перетягивание каната будет идти непосредственно в работе самой коллегии, - пояснил Сидорский. - Если же здесь не будет найдено консенсуса, вопрос будет выноситься на совет на уровне вице-премьеров. Если же и там не будет найдено решение, то - на уровень глав государств".


Таким образом, если какие-то нюансы будут противоречить национальным интересам Беларуси, то у Минска через своих представителей есть возможность активно влиять на принятие окончательного решения. Получается так, а значит, главный вопрос остается прежним: насколько далеко готовы пойти три страны по пути интеграции? Недавние статьи Лукашенко, Назарбаева и Путина в "Известиях" показали, что идти собираются достаточно далеко. К Евразийскому союзу.


Вице-премьер Сергей Румас, когда мы в кулуарах спросили у него о вероятности введения единой валюты, ответил в том духе, что этот вопрос пока еще рано обсуждать, хотя с повестки дня он не снимается. По его словам, "введение единой валюты будет вершиной интеграции". "Для этого нам надо последовательно пройти целый ряд шагов по выравниванию как макроэкономической политики, так и валютной для того, чтобы это решение могло быть реализовано на практике", - пояснил он.


Это мы обсуждали до того, как в прямом эфире начали показывать рукопожатия российского Президента с прибывающими участниками саммита ОДКБ.


Вот Дмитрий Медведев здоровается с новым президентом Кыргызстана Алмазбеком Атамбаевым. Собственно, именно после событий в этой стране и была задумана реформа военно-политического блока - как было не заметить, что он остался в стороне, когда в Бишкеке и Оше лилась кровь...


А вот приехал Эмомали Рахмон. Недавняя ссора между Москвой и Душанбе из-за приговора российским летчикам, вылившаяся в депортацию таджикских гастарбайтеров из России, вроде бы разрешилась, но как в известном анекдоте про серебряную ложечку - "осадок остался"...


Последним в алфавитном списке стран-участниц значился Ислам Каримов. Именно позиция Узбекистана больше всего критиковалась в последний год, поскольку Ташкент недвусмысленно стопорил принятие некоторых важных решений внутри организации. Начали даже поговаривать об исключении страны, однако до этого, как видим, не дошло.


В результате Дмитрий Медведев, который на пресс-конференции говорил от имени всех членов ОДКБ, рассказал журналистам, что за закрытыми золочеными дверями Кремля "говорили о том, как сделать нашу организацию более эффективной, и по каким-то вопросам договорились, по каким-то не договорились"...


Приняты решения об оснащении Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), об их подготовке. Теперь нужно договоренности перенести с бумаги на практику. Договорились по поводу информационной безопасности, реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного характера, о формировании коллективных миротворческих сил. Некоторые острые вопросы отправлены на доработку.


Дмитрий Медведев поблагодарил Александра Лукашенко за "эффективную и очень настойчивую работу". Президент, если не ошибаюсь, раз десять встречался за этот год с генсеком Николаем Бордюжей.


В Минске отмечают, что ситуация в мире неспокойная, нет стабильности и по периметру зоны ответственности ОДКБ. "Современные вызовы и угрозы, в том числе планы по размещению американской системы ПРО в Европе, побуждают нас к более тесному сотрудничеству", - эта ремарка Александра Лукашенко наверняка не осталась незамеченной в Москве. Дело в том, что Вашингтон и НАТО фактически отказываются предметно обсуждать вопрос евроПРО, ставя Россию перед фактом.


ОДКБ за последний год удалось убедить руководство ООН в необходимости более тесного сотрудничества. Участие Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в заседании постоянного совета при ОДКБ свидетельствует, что возможность практического взаимодействия двух организаций рассматривается в здании на Ист-Ривер в Нью-Йорке на высочайшем уровне. В Минске уверены, что взаимодействие с ООН в сфере миротворчества в ближайшее время перейдет на новый, более высокий уровень.


Справедливости ради нужно сказать, что мир сегодня отчаянно ищет любые силы, которые могут разделить ответственность за ситуацию в Афганистане. Американцы, которые на днях ушли из Ирака, вот-вот покинут афганские горы, которые явно стали для них обузой. Кто бы сомневался, что спустя три десятилетия бесконечных войн в этой стране мирная жизнь не наступит вдруг. Наверняка оттуда только усилится поток наркотиков, религиозных фанатиков. Америка и Европа далеко, а ОДКБ непосредственно граничит с Афганистаном, наверное, можно добавить: к сожалению...


После обеда к семи президентам присоединились представители еще четырех постсоветских республик, вместе они уже представляли СНГ. Главное достижение этого юбилейного для Содружества года - создание зоны свободной торговли. Осталось только ратифицировать принятое несколько месяцев назад в Душанбе решение. Поэтому на нынешней встрече без галстуков главы государств принимали совместные заявления, награждали грамотами СНГ, определяли культурные столицы.


Наиболее, на мой взгляд, актуальный практический вопрос - это повышение роли миссии наблюдателей СНГ на выборах. Она сегодня воспринимается как противовес миссии ОБСЕ, выводы которой в столицах Содружества часто критикуют. В частности, Нурсултан Назарбаев призвал Содружество активнее использовать свою квоту в 10 процентов и направлять своих представителей в миссию ОБСЕ, "чтобы они там были"...


В остальном заседание в Екатерининском зале Кремля больше напоминало научную конференцию, на которой президенты как эксперты высказывались по поводу развала СССР (эта дата, напомню, совпадает со временем создания Содружества). Кто-то называл это "величайшей катастрофой", кто-то - "объективным процессом", однако все сошлись во мнении, что "с историей нечего бороться, она уже свершилась", а нынешняя интеграция на постсоветском пространстве невозможна без "сильной, привлекательной для остальных стран России".


Александр Лукашенко высказал свою точку зрения:


- Это наша история, более того, СССР - это наша родина. В этом его величайшее значение. Прошло уже 20 лет, и те вопросы, которые тогда стояли, сегодня не нуждаются в оценках. Просто на них ответило время. Много лет назад мы согласились с реалиями и пошли вперед. Кто хотел пойти вперед, тот создал ОДКБ, Таможенный союз, с Россией мы пошли еще дальше - в Союзном государстве. Тому, кто хотел стоять на платформе СНГ, мы оставили такое право - собираться и обсуждать различные вопросы. Беларусь за очень многое критиковала СНГ. Но это не значит, что мы работали на разрушение Содружества. Беларусь и дальше будет работать на единство СНГ, на наше общее единство.


Москва.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter