Разобрались, стоит ли сортировать бытовые отходы, если их вывозят одной машиной

Надо, Федя, надо…

В очередной раз, когда речь зашла о повышении культуры сортировки бытовых отходов, услышала от жильца многоэтажки коронную фразу: «А смысл?» Зачем, мол, возиться, отделяя одно от другого, если в итоге содержимое «цветных» контейнеров вывозит один и тот же мусоровоз? «СБ. Беларусь сегодня» адресовала аргумент скептиков работникам государственного предприятия «Спецкоммунавтотранс», которое обслуживает половину территории Минска и вывозит из дворов как смешанный, так и отсортированный мусор.

СКАЗАНО

— От эффективности работы в сфере обращения с отходами напрямую зависит экологическая безопасность государства. В этом наша ответственность перед будущими поколениями.

Александр Лукашенко на совещании по вопросу совершенствования системы сбора вторичного сырья и его переработки, 18 марта 2014 года.

Долгий путь до идеала

Для начала немного наблюдений. Двор дома № 6 по улице Горовца. Условия для раздельного сбора — завидные. Современная модульная площадка с металлическим ограждением-сеткой и несколькими контейнерами. Куда что бросать, а что не надо — изложено в буквах и картинках.


Из подъезда выходит девушка. Оставляет в контейнере для пластика тару из-под моющих средств и ПЭТ-бутылки с полиэтиленовыми пакетами. Все как по инструкции. Респект! Однако стоило заглянуть внутрь бака — и оптимизм быстро угас. Помимо полимеров, в предназначенном для них контейнере лежат промасленные коробки из-под пиццы, комбинированная упаковка из-под кошачьего корма, остатки еды. В остальных емкостях ситуация еще хуже. Там, где должна быть макулатура, бумажных отходов вообще не видно. А в баке для стекла сиротливо валялась одинокая бутылка из-под шампанского. Ответ на вопрос, почему эти отходы вывозят одной машиной, напрашивался сам собой. Что вывозить-то отдельно, если нет ни стекла, ни бумаги, а пластик — вперемешку с чем попало?


И вот момент загрузки мусоровоза. Содержимое всех трех контейнеров не просто направляется в один кузов — оно там еще прессуется. Объем уменьшается в три раза, чтобы не возить воздух. Увидев ужас на моем лице, начальник производственного участка «Спецкоммунавтотранса» Дмитрий Шумченя спешит пояснить:

— В транспортировке стекла, пластика и макулатуры вместе нет ничего страшного. Шансы на переработку это не уменьшает. В России, к примеру, для всех видов вторсырья один контейнер. Потому что все направляется на мусоросортировочный завод, где проходит дополнительная детальная сортировка. А вот если вторсырье смешать с органическими отходами — остатками пищи, листвой, травой, — извлечь полезные фракции становится проблематично.

Дмитрий Шумченя показывает на стоящие поодаль два бака с обычным мусором, которые остались нетронутыми:

— Вторичные материальные ресурсы и смешанный мусор вывозит разная техника.

Простые правила

17 километров пути — и мы на мусороперерабатывающем сортировочном заводе в поселке Сосны. Здесь машину взвешивают, разгружают, снова взвешивают. Привезенные отходы поступают на линию, где одни компоненты извлекают вручную, другие — механически. Отсортировываются стеклянные бутылки, банки (в том числе и битые), затем — большие объемы пленки и картона. Оставшаяся масса проходит через специальный барабан с отверстиями до 70 мм, который «вытряхивает» из нее органику и мелкие частицы, затрудняющие дальнейшую переработку. Магнитный сепаратор притянет к себе алюминиевые банки и другие изделия из металла… Так мусор будет разложен на более чем десять фракций. Результат — на территории завода: плотные кипы ПЭТ-бутылок, тетрапака, молочных бутылок, алюминиевых банок и другого сырья ожидают вывоза на предприятие по переработке.

— Обычному потребителю не нужно вникать, подходит ли для переработки тот или иной предмет, разглядывая с лупой маркировку товара, — говорит начальник производства «Спецкоммунавтотранса» Алексей Тарарук. — Одного картона около 15 видов, а пластика — в разы больше. И даже сами производители товаров порой неверно определяют вид. Все, что визуально выглядит как пластик, достаточно бросать в контейнер для пластика, бумагу — в контейнер для макулатуры, а стекло — в бак для стекла. Остальное — забота работников сортировочных линий.


Алексей Тарарук отмечает: несмотря на далекую от идеала заполняемость «цветных» контейнеров, извлечь из их содержимого полезные фракции куда проще, чем из смешанного мусора. Причем разница, по его словам, существенная. Поэтому сортировать мусор обычным жителям можно и нужно. Тем более для этого созданы условия.
В Беларуси установлены сотни тысяч специальных контейнеров для раздельного сбора. Функционируют 91 сортировочная линия и семь мусороперерабатывающих заводов. И уже сегодня из коммунальных отходов удается почти треть использовать в качестве вторичного сырья.
Но пока содержимое «цветных» контейнеров, мягко говоря, оставляет желать лучшего, странно требовать от коммунальщиков вывозить отдельно стекло, пластик и бумагу. Как гласит пословица, на зеркало неча пенять…

kozlovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter