В Минске прошла встреча лидеров государств Таможенного союза, Украины и высоких представителей ЕС

Надо договариваться

На встрече лидеров государств Таможенного союза, Украины и высоких представителей ЕС прорывных решений не последовало, сам факт переговоров в таком формате их участниками расценен позитивно

Во вторник к Минску было приковано внимание практически всего мира. И хотя на встрече лидеров государств Таможенного союза, Украины и высоких представителей ЕС прорывных решений не последовало, сам факт переговоров в таком формате их участниками расценен весьма позитивно.


Александр Лукашенко на правах хозяина так подвел итоги минского саммита:

“Конечно, всем нам хотелось бы прорыва — немедленных кардинальных решений, конкретных договоренностей по прекращению кровопролития, началу политического диалога в Украине с участием всех сторон конфликта, урегулированию экономических споров. Но уже сам факт встречи — это несомненный успех, шаг в единственно правильном направлении”.

Встреча в Минске, сама возможность проведения которой до последних дней оставалась под сомнением, разом опровергла скептицизм многих экспертов. Открывая ее, Александр Лукашенко особо подчеркнул: "За этим круглым столом нет посредников, здесь нет лоббистов, авантюристов. Здесь собрались люди, крайне заинтересованные в нормализации ситуации в центре Европы. Раскручивающаяся спираль взаимных обвинений, ультиматумов, санкций чревата тем, что новые разделительные линии пройдут уже не на бумаге, а станут реальными глубокими ранами на теле Европы. А это дальнейшая эскалация напряженности, которая может привести к необратимым последствиям для всего континента".

В экономическом плане такие последствия начинают проявляться уже сегодня. И потому совсем не случайно Президент России Владимир Путин сделал упор в своем выступлении именно на экономический блок вопросов. Совокупный ущерб российской экономике от реализации соглашения об ассоциации Украины с ЕС может составить более 100 млрд российских рублей, под ударом окажутся целые сектора промышленности и АПК, причем не только в России, но и у ее партнеров по Таможенному союзу. Ведь изза обнуления Украиной пошлин на импорт из ЕС произойдет значительный рост поставок европейских товаров на украинский рынок, грозящих заместить на нем до 98% товарной номенклатуры. В свою очередь менее конкурентоспособная украинская продукция будет вытесняться на рынок Таможенного союза, и в большей степени – на российский рынок, создавая новые проблемы: «Нельзя сбрасывать со счетов также риск противозаконного реэкспорта на общий рынок Таможенного союза продукции стран ЕС под видом украинских товаров. Россия в этой ситуации не может бездействовать».

Предложенный формат переговоров Владимир Путин назвал хорошей возможностью для обсуждения не только последствий ассоциации Украины с ЕС, но и последующего сотрудничества с евразийской «тройкой»: «Россия уважает и будет уважать суверенный выбор любого народа, любой страны в организации собственной политической жизни, в организации союзов – военных, экономических. Надеемся, это будет происходить не в ущерб другим участникам международного общения и не за наш счет. На наш взгляд, было бы целесообразно не только сохранить, но и существенно нарастить взаимодействие».

Но возможно ли добиться этого, если заработает соглашение об ассоциации Украины с ЕС? Российская сторона испытывает серьезные сомнения по этому поводу: Украина не только тесно интегрирована в экономическое пространство СНГ, но и по сути является – наряду с Беларусью, Казахстаном и Россией – неотъемлемой составной частью крупнейшего в мире единого хозяйственного комплекса.

Между тем само состояние украинской экономики сегодня вызывает серьезную тревогу не только на постсоветском пространстве, но и в странах Запада. Вопрос лишь в том, обеспечит ли Запад общей соседке Союзного государства экономический ренессанс? На евразийском же уровне подобные намерения вновь нашли свое подтверждение в Минске: Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил совместными усилиями разработать антикризисный план первоочередных мер по спасению украинской экономики. По мнению казахстанского лидера, надо подумать над вопросом создания специального международного штаба или фонда поддержки украинской экономики, да и международному сообществу неплохо бы посодействовать позитивному исходу переговоров между Украиной и Россией по газовым вопросам, а не запускать изрядно заезженную и неэффективную «санкционную машину»: «От взаимных санкций ослабевает экономический потенциал стран, страдают простые люди, растет социальная напряженность, а это ведет к новому витку мирового кризиса. В первую очередь будем страдать мы – Европа, Азия и весь континент».


Петр Порошенко помимо стремления обеспечить мир в своей стране демонстрировал на встрече в Минске и наличие более прикладных ожиданий от нее. Президент Украины признал, что ее торговый оборот со странами Таможенного союза упал почти на треть, что невыгодно и для Украины, и для стран таможенной «тройки». Петр Порошенко предложил договориться о создании мониторинговой группы, которая будет отслеживать реальный ущерб для ТС от ассоциации Украины с ЕС, после чего можно будет вести речь о механизмах компенсации или защиты. Президент Украины также пригласил ЕС и Таможенный союз к участию в конференции доноров Украины осенью 2014 года.

Прошедшая поздно вечером во вторник двусторонняя встреча Владимира Путина и Петра Порошенко оказалась полной неожиданностью для многих: целый ряд информагентств уже поспешили сообщить о том, что она не состоится. Встреча состоялась и была весьма продолжительной. По словам Владимира Путина, обсуждался весь комплекс двусторонних отношений, включая экономические вопросы, достигнута договоренность о возобновлении работы контактной группы Россия – ОБСЕ – Украина. Условия же прекращения огня в Украине предметно не обсуждались. Российский лидер сказал, что это внутреннее дело самой Украины. «Мы можем только способствовать тому, чтобы создать обстановку доверия в ходе этого возможного и, на мой взгляд, крайне необходимого переговорного процесса», – заметил Владимир Путин. В целом Президент России оценил минскую встречу в таком формате позитивно, назвав ее полезной: «Во всяком случае, у нас была возможность еще раз сформулировать наши озабоченности».

Характерно, что Петр Порошенко по итогам встречи с Владимиром Путиным назвал переговоры «сложными и тяжелыми» и тут же отбыл в посольство Украины для проведения – несмотря на время, близкое к полуночи, – новых переговоров с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Журналистам глава Украины лишь рассказал о достигнутой договоренности по началу консультаций между пограничными ведомствами Украины и России, а также о том, что главы государств Таможенного союза поддержали план мирного урегулирования вооруженного конфликта в восточных регионах Украины и этот план будет оперативно подготовлен.

До 12 сентября планируется сформулировать предложения, касающиеся озабоченности России и Таможенного союза по поводу подписанного Украиной договора об ассоциации с ЕС.

Президент Беларуси, подводя на правах хозяина итоги минского саммита, сказал: «Конечно, всем нам хотелось бы прорыва – немедленных кардинальных решений, конкретных договоренностей по прекращению кровопролития, началу политического диалога в Украине с участием всех сторон конфликта, урегулированию экономических споров. Но уже сам факт встречи – это несомненный успех, шаг в единственно правильном направлении».

Прочитано:
Le Figaro (Франция)
«До недавнего времени Европа недооценивала важность диалога, переговоры же в белорусской столице продемонстрировали прогресс в этом деле».

Rzeczpospolita (Польша)
«Выигравшим от четырехсторонней встречи оказался Александр Лукашенко, заявивший о своей готовности создать в Беларуси постоянную площадку для переговоров контактной группы по Украине».

Frankfurter Allgemeine Zeitung (Германия)
«Особое значение минские переговоры имеют для шести стран ЕС, которые на 100% зависят от поставок российского газа».

Polityka (Польша)

«Лукашенко, которого называли «последним диктатором Европы», выступил в роли человека мира и компромисса».

Сегодня.UA (Украина)
«В Минске может быть заложена модель развития Европы без войн».

Politico (США)
«Западу и Киеву ради разблокирования кризиса придется идти на некоторые компромиссы с Россией. Многие на Западе будут против любых компромиссов, однако такова реальность, с которой сталкиваются Запад и Киев, учитывая скудость ресурсов украинского государства и нежелание западных стран идти на жертвы».

The Guardian (Великобритания)
«Киеву следует отказаться от скорого вступления в НАТО и Евросоюз, а развивать вместо этого конструктивные отношения не только с Вашингтоном и Брюсселем, но и Россией».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter