Надо больше работать. И людям, и земле!

В Глубокском районе предпочитают нВ Глубокском районе предпочитают не телевизионные, а «живые» реалити–шоуе телевизионные, а «живые» реалити–шоуВ Глубокском районе предпочитают не телевизионные, а «живые» реалити–шоу
В свое время наш кинематограф славился не только своими проникновенными фильмами о войне, но и лиричными «деревенскими» комедиями. И «Соседей» Валерия Пономарева, и «Белые Росы» Игоря Добролюбова телеканалы до сих пор обожают и ставят в эфир куда чаще новомодных блокбастеров. Хотя в такую провинцию — непостижимую, местами угловатую, но веселую и изобретательную — одни никогда не верили, другие уже не верят, ностальгически рефлексируя на тему «как молоды мы были». Спору нет, украсить жизнь на экране советские режиссеры любили, умели и проделывали это весьма часто. Но такая провинция, где уныния нет и в помине, а люди сплошь открытые и позитивные, реально существует. Каких–то 3 часа от Минска на маршрутке — и вы в Глубоком, где кино, телевидение и повседневность перемешались настолько, что называть этот небольшой райцентр провинцией даже как–то неловко. Негативные ассоциации, закрепившиеся за этим словом, — точно не из местного обихода, да и какая, скажите на милость, провинция, когда именно здесь, в Глубокском районе, находится самый что ни на есть центр Европы?

Массовый экстрим

Знак, определяющий центральноевропейское положение Псуевского сельсовета, правда, неказистый и больше напоминает гигантскую гайку. Не чета парку авангардной скульптуры, который указывает на еще один центр Европы, — в Литве, оспаривающей эту почетную привилегию у Беларуси. Впрочем, глубочане относятся к своему «центру» не без юмора, несмотря на авторитетное мнение белорусских ученых, вычисливших завидное географическое положение местного озера Шо. И несмотря даже на настоящее кино, которое недавно снимала здесь национальная киностудия. До всей этой суеты «большой цивилизации» сельчанам дела нет, зато гостям тут искренне рады. И намерения председателя своего сельсовета развивать сельский туризм горячо поддерживают, благо места — красоты изумительной, не чета искусственной продуманности литовского парка... В июле, например, здесь пройдет очередной этап экстремального проекта «Властелин села», когда 11 отчаянных семей из райцентра и окрестных деревень будут обживать необитаемые хутора.

Экстремальные реалити–шоу в Глубокском районе давно предпочитают не телевизионные, а «живые». Когда страна не то чтобы с большим интересом, а, скорее, по инерции следила в эфире за приключениями звезд российского шоу–бизнеса на необитаемом острове, в Глубоком бушевали нешуточные страсти — и отнюдь не возле телевизоров. 11 местных претенденток на звание «последней героини» штурмовали пожарную башню, ныряли в прорубь и объезжали лошадей. В конце концов и им довелось пожить на острове, со всех сторон окруженном болотами. Об этих героинях (безо всяких кавычек!) взахлеб рассказывала местная пресса, телеканал ОНТ снимал репортажи (съемочная группа прибыла на остров на вертолете), их приветствовали на улицах... Позже здесь организовали мужской вариант «Последнего героя» под названием «Предел прочности». Участники в буквальном смысле ушли в партизаны, преодолев по лесам и болотам 150 километров по маршруту наступательной операции 1943 года. Палаток не брали, обустраивали быт при помощи ножа и веревки... После «отредактированный» «Последний герой» обрел новое название — «Воспитание мужества», и несколько лет подряд разновозрастное население райцентра испытывало свои возможности на земле, воде и в воздухе. И вот теперь здесь стартует новый проект. Как и прежде, с масштабной поддержкой местных властей.

Властелины села

По сути, «Властелин села» — это аналог одного из самых популярных в Швеции телевизионных реалити–шоу «Ферма», где горожане соревнуются друг с другом в умении запрячь лошадь, накосить сена и в других тонкостях крестьянского быта. Но о шведском телевидении в Глубоком ничего не знают, да и незачем — если у шведов проект чисто развлекательный, то у глубочан он глубоко практичный.

Идею нового шоу предложили директор молодежного центра райисполкома Марина Гарапович и первый секретарь райкома БРСМ Людмила Чебан. Реализацию обеспечили семейный клуб «Остров понимания» и районный комитет БРСМ, добившийся поддержки проекта сначала в местном управлении сельского хозяйства, а позже еще почти в 20 хозяйствах, где в ближайшие полгода пройдут испытания для претендентов на звание «Властелин села». БРСМ взял на себя и улаживание некоторых деликатных вопросов по месту работы участников — хотя практически все этапы шоу запланированы на выходные, у некоторых конкурсантов это рабочие дни. Вообще, БРСМ здесь вездесущ. «Капля воды вон тоже маленькая, а камень точит — наша Степановна такая же», — говорят тут о Людмиле Чебан. Меньше чем за три года ей удалось увеличить количество членов своей организации почти в 5 раз, сейчас в районе 82 первички, к концу года, обещает она, будет не менее 120. Убеждать вступать в БРСМ уже никого не надо, организацию поддерживают теперь не только в селах и на местных предприятиях, но и частные предприниматели, вступившие в ее ряды, — извечная проблема спонсоров решается тут довольно быстро. И с местной церковью они наладили самое тесное сотрудничество — «белорусский Версаль» вокруг костела в деревне Мосар, фонтаны и скульптуры которого отечественные документалисты с таким удовольствием запечатлевают на кинопленке, возник в том числе не без помощи местной молодежи: каждое лето прямо за костелом Глубокский БРСМ разбивает свой волонтерский лагерь.

— Уговорить меня на какую–либо авантюру невозможно, — откровенничает председатель ОАО «За Родину» Петр Вельб, хозяйство которого первым приняло эстафету «Властелина села». — Но в свое время я был довольно активным комсомольцем и до сих пор считаю, что молодежное движение в такой форме имеет право на жизнь. И пускай теперь все знают, что в Глубокском районе есть люди, которые не отвернулись от земли.

— Если деревню забросить, город не вытянет, — со степенной убежденностью поддерживает его Валерий Шарабайко, главный зо-отехник СПК «Петровщина» и один из непосредственных участников проекта — вместе с женой Ириной и сыном Никитой.

Кстати, оба родились и выросли в городе и работа на селе стала их осознанным выбором, а никак не стечением обстоятельств. Петр Брониславович и Валерий Анатольевич отнюдь не белые вороны на Глубоччине, охотников жить поближе к земле здесь хватает, если кто и уезжает в город — часто вынужденно и с болью. Но если в деревне нет детского садика и школы, сложно строить планы на будущее...

«Агрогородкам — да!», «Вся власть — колхозам!», «Все лучшее — деревне!» — с таких лозунгов в деревне Удело началось шоу «Властелин села». В лучших традициях бодрых советских фильмов участники повязали алые косынки и под ободряющие комментарии многочисленной публики принялись сажать картошку — активных болельщиков этот импровизированный перфоманс собрал изрядное количество...

Родные все люди

Завтра в деревне Дерковщина пройдет второй этап испытаний для будущих «властелинов села» — участникам предстоит доить коров. И одновременно — шоу есть шоу! — там же пройдет районный конкурс близнецов. Гвоздь программы — братья Лавровы и браться Зайковские, семьи которых претендуют на победу в обоих конкурсах. Сейчас конкурсанты под руководством хозяек осваивают нелегкое ремесло дояров — к слову, именно это испытание отпугнуло от участия в проекте многих горожан. Но некоторых преодолеть свой страх вынудили объективные обстоятельства. Одним из главных условий для участия в шоу было наличие у молодой семьи детей до 18 лет.

— Это чтобы рожали больше, — комментирует Людмила Чебан. — В семье должны быть дети... И потом, часто именно им удавалось то, что не удавалось нам: уговорить родителей поддержать наш проект.

Значит, продолжение у глубокских реалити–шоу будет. Ведь когда даже замдиректора по воспитательной работе школы № 1 Татьяна Михмель (она же титулованная «последняя героиня») поддерживает свой авторитет у школяров не строгими нотациями, а небанальными конкурсами, когда в местной гимназии ставят спектакли по пьесам местных же журналистов, когда у собственных родителей схема «работа — дом» не особенно популярна — поневоле хочется ввязаться во что–нибудь этакое самому...

А может, Глубокому просто повезло? Пересечение дорог из Вильнюса на Полоцк и из Минска в Браслав сформировало некую особенную атмосферу, которая притянула сюда столько деятельных людей? Сами они говорят, что да — такая у нас атмосфера. А может, им просто удалось договориться? В любом райцентре любопытных людей хватает, вот только «варятся» они часто каждый «в собственном соку»... Послать бы в Глубокое сценариста и снять душевную многосерийную мелодраму о том, как чужие люди становятся родными в масштабах целого района. А то ведь Глубоччина пока все еще в стороне от популярных туристических маршрутов...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter