По решению Еврокомиссии компания Apple должна выплатить почти 13 млрд евро штрафов Ирландии

Надкушенное яблоко

По решению Еврокомиссии компания Apple должна выплатить почти 13 млрд евро штрафов Ирландии за недополученную экономикой этой страны прибыль. Смелое и во многом символическое решение. Против которого вполне ожидаемо возмутились сама компания Apple и страна ее постоянной прописки — США. Менее ожидаемо, но вполне логично решением возмутилась и Ирландия, которой все эти миллиарды (а сумма равняется годовым расходам национальной системы здравоохранения) и достанутся.

Решение по Apple принято в момент, когда многие европейцы устали чувствовать себя несамостоятельными и зависимыми от США. Возьмите, к примеру, антироссийские санкции, от которых страдают европейцы (а они страдают — спросите венгерских или французских фермеров). Инициировали их Соединенные Штаты, они же «убедили» Европейский союз к ним присоединиться. Два года назад крупнейший французский банк Paribas согласился выплатить штраф на сумму почти 9 млрд долларов за то, что проводил операции с лицами и компаниями в Судане, Иране и на Кубе, внесенными США в собственный санкционный список. Обратите внимание: список составлялся не ООН, не международными организациями, а министерством юстиции США. И европейский банк наказали за то, что он не выполнял американские санкции. Банк штраф выплатил. Не потому, что согласился с аргументацией, а потому что в противном случае у него возникли бы большие трудности в проведении операций в США. Потом случился «дизельгейт», и сегодня немецкому автоконцерну «Фольксваген» угрожает штраф в 18 млрд долларов. Тут ситуация, конечно, иная: концерн обманывал потребителей, нарушал экологические нормы и, конечно, должен понести за это наказание. Но 18 миллиардов? Европейские компании и политики в шоке. Особенно с учетом того, что все эти события происходили на фоне переговоров о заключении Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП) — соглашения о свободной торговле между США и ЕС. США давили, ЕС сопротивлялся.

По мнению крупного европейского бизнеса, который к соглашению, мягко говоря, относился настороженно, оно в случае заключения дало бы преимущества прежде всего американским компаниям и подчинило бы европейские внутреннему американскому законодательству (вспомните историю со штрафом Paribas). Аккурат после того как министр экономики и вице–канцлер Германии Зигмар Габриэль объявил соглашение по ТТИП «мертвым», пришло сообщение о штрафе, который Еврокомиссия наложила на компанию Apple. Европейцы воодушевлены, причем не только экономисты и политики, но и простые, что называется, граждане. Американцы возмущены, Apple и Ирландия подают апелляцию. Судебное разбирательство затянется на годы.

Можно было бы, конечно, порадоваться за Еврокомиссию вообще и еврокомиссара Маргрете Верстагер в частности, но есть одно «но»: не самое удачное время для такого смелого (вот тут я не шучу) решения. Сейчас, когда многие входящие в ЕС страны (а еще больше — жители этих стран) устали и возмущаются тем, что в их жизни «слишком много ЕС», что страны теряют суверенитет во многих областях, это решение подтверждает: страны далеко не всегда имеют право на самостоятельные решения. Даже в случаях, когда их решения формально не нарушают законодательства ЕС. Потому что Ирландия, много лет назад впустившая на свою территорию Apple (в 2003 году компания платила 1% налогов с европейских доходов, в 2014–м эта цифра снизилась до 0,005%), никаких правил ЕС не нарушила. Да, она предоставила компании–инвестору льготные (кто–то говорит — очень льготные, и с этим трудно спорить) условия, но это ее внутреннее дело. Не будем забывать, что в ирландском подразделении Apple работают 6.000 человек, а занятость — головная боль любого правительства. Так могут ли входящие в ЕС страны сами определять свою налоговую и инвестиционную политику? Оказывается, не совсем. На фоне брексита (а Британия была самым яростным сторонником того, что каждое государство само вправе определять налоговую политику) это не самая хорошая новость.

В прошлом году я была в Словакии для подготовки материалов проекта «Без железного занавеса» и пыталась выяснить: каким образом за очень короткий срок стране удалось выйти на первое место в мире (!) по производству автомобилей на душу населения? А тем же, чем Ирландии удалось привлечь Apple: гибкостью правительства в отношении инвесторов и компаний, создающих рабочие места. «Гибкость» в данном случае означает создание специальных условий и многочисленные льготы. Кстати, в отношении Словакии ЕС тоже проводил расследование, но никаких штрафов не наложил.

Еврокомиссия полагает, что Apple в Ирландии получила слишком хорошие налоговые условия, а значит, незаслуженные преимущества в конкурентной борьбе. То есть если раньше невиданные капитализация и огромные доходы компании объяснялись исключительно техническим и маркетинговым гением Стива Джобса, то теперь понятно, что дело не только в нем, но еще и в грамотных бухгалтерах, которые нашли схемы, позволяющие уходить от уплаты налогов. Но грамотные бухгалтеры есть не только у Apple: аналогичные разбирательства ведомство еврокомиссара Верстагер ведет против американских компаний Starbucks, Amazon и McDonalds, а также против итало–американской Fiat–Chrysler.

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 172 (25054). Четверг, 8 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter