Какие перспективы сотрудничества Беларуси и Китая просматриваются по итогам года

Надежный фундамент для партнерства

За семь месяцев 2022-го товарооборот Беларуси и Китая вырос на 11 процентов и составил 3,1 миллиарда долларов: какие перспективы просматриваются по итогам года

«Развитие отношений с Китаем является важнейшим приоритетом во внешней политике и экономике Беларуси», — на это неоднократно обращал внимание Президент. Неудивительно, что КНР сохраняет позиции второго торгового партнера Беларуси. Несмотря на карантинные ограничения и внешнеэкономические вызовы, в первом полугодии 2022-го внешнеторговый оборот с Поднебесной продолжил расти и достиг отметки в 2,8 миллиарда долларов — в 1,8 раза больше аналогичного периода прошлого года. К концу 2022-го показатели ожидаемо увеличатся. За счет чего? Какие товары и совместная работа в каких направлениях интересна нашим странам? Ответы на эти и другие вопросы «Р» — в беседе с заместителем министра экономики Алесей Абраменко, по совместительству спикером — руководителем Рабочей группы по упрощению торговых процедур Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Белорусско-Китайского межправительственного комитета по сотрудничеству с белорусской стороны.

Коллаж Анастасии Бирюковой

Есть тесный контакт

— Алеся Николаевна, для начала расскажите о Рабочей группе по упрощению торговых процедур Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Белорусско-Китайского межправительственного комитета — какие вопросы находятся в ее компетенции?

— Принципиальное решение создать двустороннюю рабочую группу, которая бы специализировалась на вопросах упрощения торговых процедур и стимулирования белорусского экспорта в КНР, было принято в 2019 году. В 2020 году Минэкономики Беларуси и Минкоммерции Китая подписали соответствующий Протокол. Рабочая группа координирует работу по упрощению торговых процедур, непосредственно отвечает за выработку совместных решений, в том числе по выходу продукции на рынки сторон, снятию барьеров и унификации законодательства в области внешней торговли. Среди других ее важных функций — обмен информацией и предложениями по упрощению торговых процедур, возможностям наращивания белорусского экспорта в Китай, а также урегулирование вопросов, возникающих в процессе переговоров. Для этого привлекаются эксперты дипведомств двух стран, местных органов власти, иных госорганов и организаций. Руководящими органами рабочей группы являются Минэкономики Беларуси и Минкоммерции Китая. Заседания проводятся ежегодно. Первые два состоялись в 2021 году и 2022 году. В планах — придерживаться таких же темпов и последовательно систематизировать совместную работу по упрощению торговых процедур между нашими странами.

— Как оцениваете эффективность совместной работы?

— Лучше любых слов говорят цифры. Так, очевидным и бесспорным достижением рабочей группы стал рост взаимной торговли. За 2021 год внешнеторговый оборот товаров и услуг возрос на девять процентов и составил почти шесть миллиардов долларов. Несмотря на карантинные ограничения и внешнеэкономические вызовы, в первом полугодии 2022 года внешнеторговый оборот с Китаем продолжил расти и достиг отметки в 2,8 миллиарда долларов — в 1,8 раза больше аналогичного периода прошлого года.

Не менее важно, что эта площадка помогла установить тесный контакт белорусских отраслевых ведомств с китайскими профильными палатами. Уже заключено пять двусторонних межведомственных Меморандумов о сотрудничестве: между нашим Министерством промышленности и Китайской торговой палатой по импорту и экспорту машиностроительной и электронной продукции; между Министерством сельского хозяйства и продовольствия с нашей стороны и Китайской торговой палатой по импорту и экспорту продуктов питания, продуктов местного производства и побочных продуктов животного происхождения; между концерном «Беллегпром» и Китайской палатой по импорту и экспорту текстиля и одежды; между концерном «Беллесбумпром» и Китайской торговой палатой по экспорту и импорту продукции легкой промышленности и предметов искусства; между концерном «Беллесбумпром» и Китайской ассоциацией по обороту древесины и лесопромышленной продукции. Аналогичные меморандумы в ближайшее время ожидаются по линии здравоохранения, пищевой и нефтехимической промышленности.

Кроме того, перспективным направлением деятельности рабочей группы является сопровождение новых механизмов наращивания торговли — электронной коммерции. В июле 2022 года открылся первый Национальный электронный павильон белорусских товаров на платформах JD.com и Douyin. Оператором павильона выступает СЗАО «Компания по развитию индустриального парка». Особой популярностью и спросом на маркетплейсе пользуются белорусский шоколад и кондитерские изделия наших кондитерских фабрик «Коммунарка» и «Спартак», хлопья и вафли «Витьба», чипсы «Белпродукт», алкогольные напитки. В ближайшей перспективе представленный ассортимент пополнится за счет березового сока, сухого молока, мясной продукции, печенья, безалкогольных и алкогольных напитков. Для более активного наращивания объемов продаж оператором павильона вместе с китайской компанией Uju Technology Co планируется создание в Поднебесной совместного предприятия, в функционал которого будет входить закупка товаров у белорусских производителей, их доставка и логистика внутри Китая, реклама и продвижение.

2022-й влияет на спрос

— Какая ситуация во взаимной торговле наблюдается сегодня? Что выступает драйвером?

— Китай сохраняет позиции второго торгового партнера Беларуси. Договоренности о развитии торгово-экономического сотрудничества приносят конкретные результаты. За семь месяцев 2022 года взаимный товарооборот вырос на 11 процентов и составил 3,1 миллиарда долларов. Экспорт белорусских товаров в Китай увеличился практически вдвое и достиг рекордной отметки в 972 миллиона долларов, уже значительно превысив показатель в целом за 2021 год. Импорт товаров из Китая составил 2,1 миллиарда долларов, снизившись на восемь процентов к аналогичному периоду 2021 года. Сальдо сложилось отрицательным, однако улучшилось к аналогичному периоду 2021 года на 656 миллионов долларов.

Наиболее активными темпами прирастают поставки продовольствия — речь о мясе и мясопродуктах, молочной продукции, рапсовом масле. Отмечается спрос со стороны КНР и на другую качественную продукцию, и мы активно наращиваем сотрудничество в этом направлении. На данный момент на поставки в Китай всего аккредитовано свыше 160 белорусских производителей. В текущем году поданы заявки на аккредитацию еще 14 мясоперерабатывающих предприятий. Ведется работа по получению разрешений для новых поставщиков рапсового масла и иной продукции растительного происхождения — зерновых хлопьев, муки, фруктовых и овощных консервов и других.

Существенный вклад в экспорт вносят калийные удобрения, поставки которых в текущем периоде увеличились в три раза. Также в этом году удалось значительно нарастить поставки мяса крупного рогатого скота — тоже втрое, птицы — вдвое, лесоматериалов — на четверть.

Отмечу, что белорусские производители рассматривают Китай не только как потребителя наших экспортных товаров, но и как поставщика необходимых сырьевых ресурсов, материалов, инструментов и оборудования, а также технологий для промышленности. Для активизации работы по диверсификации географии импортных поставок сформированы отраслевые импортные заявки в КНР. Белорусские производители и отраслевые регуляторы установили тесный контакт с китайскими торговыми палатами, ассоциациями и импортерами по вопросам поставок и доставки грузов. По итогам семи месяцев этого года импорт из Китая промежуточных товаров, непосредственно участвующих в процессах производства продукции, сырья и полуфабрикатов, вырос в 1,2 раза.

Несмотря на значительную географическую дистанцию и непростые логистические цепочки в условиях санкций, Китай остается одним из важнейших стратегических партнеров Беларуси и проявляет активный интерес к развитию совместных торгово-экономических инициатив. Курс на дальнейшее укрепление взаимодействия с Китаем является безусловным приоритетом внешней политики страны, имеет долгосрочный и устойчивый характер. Безусловно, возросшие затраты на перевозку формируют существенную долю в итоговой стоимости продукции и влияют на ее рыночную конкурентоспособность. Вместе с тем Беларусь и Китай намерены работать над созданием зеленых коридоров для формирования благоприятных условий дальнейшего наращивания взаимной торговли.

— Поделитесь прогнозами в этой части на второе полугодие.

— Перед Правительством стоит задача подойти к отметке по экспорту товаров в Китай в два миллиарда долларов уже в текущем году, фактически нарастив объем в два раза. По предварительным оценкам, взаимный товарооборот по итогам года приблизится к 6,6 миллиарда долларов.

Взаимный интерес — на благо взаимодействия

— Какие шаги стороны намерены предпринять для углубления торгового сотрудничества?

— Мы видим, что потенциал взаимодействия с Китаем огромен. На недавнем заседании рабочей группы мы определили ряд направлений по дальнейшему углублению сотрудничества. В первую очередь это наращивание взаимной торговли, реализация экспортной заявки, импортных запросов, продвижение аккредитации белорусских производителей мясной продукции, рапсового масла, иной продукции растительного происхождения, детского питания, выход на китайский рынок товаров с высокой добавленной стоимостью. Также мы нацелены на активизацию инвестиционного сотрудничества. Особенно с целью создания экспортно ориентированных производств, основанных на современных технологиях глубокой переработки продукции сельского хозяйства.

Очевидно, что реализация потребует одновременного обеспечения беспрепятственной логистики, структурирования и ускорения товарных потоков. При этом мы понимаем, что за электронной коммерцией будущее. Потому совместно с китайской стороной мы намерены продвигать белорусский павильон на цифровых платформах Поднебесной. Для этого к подписанию согласован документ в области электронной коммерции между экономическими ведомствами двух стран.

Несмотря на пандемию и закрытие границ, не теряют актуальность живые контакты деловых кругов на мероприятиях по содействию торговле и инвестициям. В предстоящие месяцы Беларусь усиленно готовится к участию в Китайской международной выставке импорта в Шанхае, которая пройдет 5—10 ноября 2022 года, как в рамках страновых, так и отдельных коммерческих павильонов выставки.

— На что Беларусь и Китай намерены делать ставку в недалеком 2023 году для наращивания взаимного товарооборота?

— На 2023 год мы возлагаем серьезные надежды. Как уже отмечалось, сейчас идет активная работа над Соглашением о торговле услугами и осуществлении инвестиций между Беларусью и Китаем, подписание которого запланировано на 2023 год. По нашим оценкам, это позволит дополнительно увеличить экспорт Беларуси как минимум на 100 миллионов долларов преимущественно за счет таких секторов, как деловые услуги, услуги воздушного транспорта, услуги связи.

Китайский и белорусский бизнес сохранят интерес к расширению и укреплению дальнейшего взаимодействия. В условиях ухода отдельных западных компаний открываются дополнительные возможности, которые мы намерены использовать в текущем и следующем году в наших общих интересах и целях.

druk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter