В ноябре 2022-го Президент посетил ОАО «Амкодор-КЭЗ», которое базируется в поселке Коханово Толочинского района, и поставил серьезные задачи как перед мелиоративной отраслью страны, так и перед машиностроителями. Кохановцы обязаны обеспечить нужной техникой мелиораторов, чтобы за короткий срок привести в порядок земли. Уже в прошлом году по госзаказу «Амкодор-КЭЗ» успел отправить мелиоративным организациям 50 новых экскаваторов. Какие планы на 2023-й и почему завод предполагает вдвое увеличить свой штат, узнавала наш корреспондент, выехав на место.
СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Сегодня вопрос у нас стоит шире — это не только мелиорация, это культура земледелия. Конечно, мелиорация — это основное звено. Как бы ни было тяжело, два-три года — мы должны реализовать те планы, которые когда-то наметили на десять лет. Дальше тянуть нельзя. Надо, как в условиях военного времени, загрузиться и решить эту проблему. Мое жесточайшее требование остается прежним: каждый клочок такой земли должен быть использован на благо страны.
11 ноября 2022 года во время поездки на ОАО «Амкодор-КЭЗ»
Импульс модернизации
…Яркие цвета административного и производственных зданий. Исключительный порядок в светлых, просторных цехах. Высокопроизводительное оборудование и современные технологические линии. Здесь, на Кохановском экскаваторном, все настроено на плодотворный рабочий ритм.
Обещали — сделают
В ноябре прошлого года «Амкодор-КЭЗ» встречал Главу государства. Александр Козлов констатирует: все, что обещали Президенту, в обязательном порядке будет выполнено:
— Александр Лукашенко, ознакомившись с производством и очерчивая серьезные задачи перед мелиоративной отраслью страны, подчеркнул: главное для машиностроителей сегодня — обеспечить нужной техникой внутренний рынок. А уже потом думать об экспорте. Сейчас у нас разработан четкий график поставки машин в отечественные ПМС и ПМК. К концу года практически в каждой организации будет работать наша техника.
В нынешнем году ОАО «Амкодор-КЭЗ» предстоит нарастить объемы производства в два с лишним раза.
— С учетом сложившейся в мире ситуации нам пришлось провести полный реинжиниринг. Оказалось, что многое из нужного нам и закупаемого ранее на европейском рынке реально произвести на белорусских предприятиях. Гидравлические распределители, редукторы поворота и приводы хода, гидромоторы, различные гидравлические клапаны и даже системы управления — джойстики... Отечественные аналоги плюс российские и китайские разработки. В итоге технические характеристики и надежность нашей техники только выиграли. А у нас вместо одного безальтернативного поставщика появилось сразу несколько — подстраховка со всех сторон, — объясняет Александр Козлов.
Новые точки роста
На предприятии не скрывают: после ужесточения европейских санкций спрос на белорусские бульдозеры и экскаваторы вырос в разы. Огромный портфель заказов сформирован на основе запросов из Российской Федерации, где отказались от аналогичной техники американских и корейских производителей. В ближайшее время «Амкодор-КЭЗ» готов расширять экспортные рынки, но первоначально нужно выполнять поручение Президента.— Визит Главы государства стал серьезным толчком для предприятия, — признает директор. — Мы все поняли, насколько важная роль отводится нам в деле восстановления и использования мелиорированных земель. Кстати, и свои ноу-хау мы разрабатывали не просто так. Новый экскаватор имеет статус инновационной продукции, его проектирование осуществлялось с господдержкой. Бульдозер — это тоже инновационный проект, процесс запуска машины в серийное производство также будет финансироваться из бюджета.
Денис Александров, начальник конструкторско-технологического отдела, и Игорь Евстигнеев, заместитель начальника цеха.
— С кадрами есть проблема, — акцентирует внимание руководитель. — Мы сотрудничаем с вузами и ссузами, обучаем людей по целевым направлениям, но этого недостаточно. Очень нужны опытные, высококвалифицированные рабочие, специалисты среднего звена.
В ближайшие три года на Кохановском экскаваторном заводе планируют построить еще один цех — по производству гусеничных лент, которые сейчас завозят из России и Китая. Он займется не только выпуском лент для серийной техники, но и сможет обеспечивать вторичный рынок — производить гусеницы для ремонта техники. Реализация этого важного импортозамещающего проекта также будет осуществляться с государственной поддержкой. Производительность цеха — 30—40 комплектов гусеничных лент в месяц. Такого количества вполне достаточно, чтобы закрыть нужды отечественного рынка. По предварительным расчетам, окупаемость нового производства — 3—5 лет. Александр Козлов со специалистами завода уже побывали на аналогичном предприятии в Челябинске, где изучили специфику нового производства и убедились в его перспективности.
Сегодня директор «Амкодор-КЭЗ», опираясь на факты, подводит итог: вопреки ожиданиям европейских инициаторов ограничений, санкционная политика стала отличным стимулом развития как для белорусских, так и для российских машиностроителей. Мы вместе сделали рывок вперед и с каждым шагом все больше убеждаемся: то, о чем раньше мечтали, сегодня уже по плечу. Значит, впереди новые проекты, новые высоты и новые грани сотрудничества на общее благо.