Надежды зеленого конвейера

НАЧАЛО года для молочного цеха стало таким же неутешительным, как и окончание минувшего. Темпы падения продуктивности дойного стада оказались настолько весомыми, что компенсировать их не получилось. Поэтому все с нетерпением ждали пастбищного периода, рассчитывая за счет зеленого конвейера улучшить ситуацию. Тем более что многие сельхозпредприятия к концу зимовки испытывали дефицит фуража, в первую очередь — концентрированных кормов.

Поможет ли пастбищный период восполнить потери молочного цеха?

НАЧАЛО года для молочного цеха стало таким же неутешительным, как и окончание минувшего. Темпы падения продуктивности дойного стада оказались настолько весомыми, что компенсировать их не получилось. Поэтому все с нетерпением ждали пастбищного периода, рассчитывая за счет зеленого конвейера улучшить ситуацию. Тем более что многие сельхозпредприятия к концу зимовки испытывали дефицит фуража, в первую очередь — концентрированных кормов.

На начало апреля обеспеченность крупного рогатого скота кормами в расчете на условную голову была почти на 12 процентов меньше, чем на соответствующую дату прошлого года. В пересчете на кормовые единицы меньше всего их — 80 процентов к соответствующему уровню минувшего года — было на Гомельщине, по 83 процента — на Минщине и Могилевщине, 84 — на Брестчине, 85 — на Витебщине и 97 — на Гродненщине. И если в 2013 году запасы концентрированных кормов в это время составляли полтора миллиона тонн, то в этом году на 1 апреля их оказалось на 0,4 миллиона тонн меньше. Плюс ранее допущенные просчеты по воспроизводству стада, нарушение технологических требований при формировании рационов.

Кстати, более чем на 17 тысяч сократился выход телят и за январь—март этого года. Такая неблагополучная тенденция во всех областях. Так что со временем это тоже обязательно даст о себе знать.

Как показали прошедшие в период стойлового содержания проверки, в некоторых сельхозпредприятиях животные получали некачественный травяной фураж. На отдельных фермах его по-прежнему раздают вручную. В Могилевской области, например, примерно у половины дойного стада, которое обслуживается в доильных залах, надои ниже среднереспубликанских.

По-прежнему острой проблемой остается наличие квалифицированных специалистов для работы на животноводческих комплексах. Людей необходимо направлять на лучшие фермы и учить там работать. Во время недавней рабочей поездки в Климовичский район эту тему затрагивал и Президент Александр Лукашенко. О необходимости соблюдения технологии, повышения профессиональной подготовки руководителей модернизированных комплексов, работников зоотехнической и ветеринарной служб чуть ли не на каждом рабочем совещании говорит министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц. По его мнению, никакие корма не дадут должной отдачи, если не задействовать человеческий фактор, если они не будут дополнять друг друга. В этом он не раз убеждался как при посещении сельхозпредприятий, так и во время работы в агрокомбинате «Дзержинский» Дзержинского района.

Если судить по результатам, то корма и человеческий фактор срабатывают лишь частично. Продуктивность дойного стада продолжала снижаться. И если за январь—февраль она сократилась на 22 килограмма, то за март — еще на 16 килограммов. В результате недобор молока от каждой коровы за первый квартал составил 38 килограммов. Его потери не компенсировало даже увеличение поголовья, которое за первый квартал возросло на 2,4 процента. Количество коров увеличили все регионы республики — от 5,7 процента в Гродненской области до 0,1 процента — в Могилевской. Но эта прибавка поголовья не сказалась на увеличении валового производства молока. За январь—март оно сократилось на 1,2 процента и составило 1444008 тонн. На Витебщине снижение продуктивности допустили 18 районов, на Минщине — 16, на Могилевщине — 13, на Гомельщине — 11, на Брестчине — 8 и на Гродненщине — 5 районов. И только в марте некоторые сельхозпредприятия Брестской, Гродненской и Гомельской областей смогли увеличить производство этой продукции соответственно на 0,9; 2,0 и 0,4 процента. Но этой прибавки недостаточно, чтобы компенсировать недобор в хозяйствах остальных трех областей. В то же время Витебский, Городокский, Ушачский, Чашникский, Каменецкий, Ляховичский и Калинковичский — всего семь районов — сократили поголовье дойного стада.

Можно получать молока и мяса сколько угодно. Но куда важнее, что поступает на перерабатывающие предприятия, какая товарность молока, его качество, а в конечном итоге — сколько сельхозпредприятия получают за него денег. Ведь эта продукция во многом определяет их финансовое благополучие. Так, из 1444 тысяч тонн надоенного молока реализовано его почти 1274 тысячи тонн — на 0,7 процента больше, чем за три месяца прошлого года. Товарность продукции — 88,2 процента, на 1,7 процента больше, чем была в январе—марте прошлого года. Самая высокая она на Брестчине — почти 90 процентов, самая низкая  на Витебщине — 86,4 процента. Больше всего молока на выпойку телят использовали в Гродненской области — 485 килограммов при среднереспубликанском потреблении 421 килограмм. В Браславском, Поставском, Чашникском, Брагинском, Климовичском, Кричевском и Осиповичском районах его товарность составила менее 83 процентов.

Теперь часть дойного стада находится на пастбищном содержании. В сельхозпредприятиях с нетерпением ждали зеленого конвейера. После прошедших дождей травы активно пошли в рост. Какая окажется их продуктивность — будет зависеть от ухода и погодных условий. Но при этом нужно иметь в виду, что нынче их несколько обделили азотными удобрениями, которые использовали в основном на подкормку озимых зерновых культур и многолетних трав. Что же касается сенокосов и пастбищ, то они получили только треть запланированного количества азотных туков, в то время как на конец апреля минувшего года — свыше 40 процентов. Больше всего обделены эти угодья на Могилевщине и Гродненщине. А не получит дойное стадо вдоволь зеленой массы, не будет и большого молока. Уже сегодня некоторые аналитики высказывают предположения, что программа по производству молока в этом году будет провалена, поскольку практически невозможно поправить положение, так как продуктивность животных в стойловый период во многом определяется заложенной кормовой базой в предыдущий год. А пастбищного периода для этого может оказаться недостаточно.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «СГ»

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter