Надежды маленький оркестрик

Вчера мечтал об отпуске на море, сегодня — о том, как выжить

— Вчера я мечтал об отпуске на море, а сегодня — о том, как выжить, — говорит мой 30-летний приятель. У него опухоль щитовидки.

В прошлом году более чем у 42 тысяч белорусов нашли рак. Сравните: в 2003 году — у 35 тысяч. Число вновь выявленных случаев заболеваний ежегодно увеличивается почти на целую тысячу. Все это расшатывает привычную позицию «со мной такое не случится».

Стопроцентной защиты, конечно, нет ни от чего, но… Я задумалась: что надо делать, чтобы не войти в следующую тысячу новоявленных пациентов?

Для начала уберечься от другой крайности — канцерофобии (навязчивого страха заболеть раком). Иначе организм воспримет маниакальные опасения как приказ и послушно его исполнит.

Дальше — прописные истины: отказ от «синтетической» еды, посильный спорт, регулярные медосмотры и, конечно, спокойствие и только спокойствие. Все об этом знают, но далеко не все так живут. Что мешает? Не всегда только лень в чистом виде. Иногда нерешительность что-то поменять в жизни. Возможно, именно после перемен не возникнет надобности «амортизировать» стрессы фастфудом или спиртным. Ну а что касается медобследованиий, то проходить их надо при любом раскладе жизни. Мы же, в отличие от европейцев, это дело не любим. Слышали, кстати, про онкологический скрининг? Это обследование, позволяющее выявить рак, когда еще нет симптомов. Так вот, хорошо бы узаконили массовый и обязательный скрининг среди населения: хочешь не хочешь, а проверяться пойдешь. Чтобы не было такого: вдруг откуда ни возьмись — четвертая стадия рака. Несколько скрининговых программ у нас уже запущено. Онкологи провели пилотный проект по выявлению рака предстательной железы. Заболевание нашли более чем у 80 мужчин, считавших себя абсолютно здоровыми. Реализуются также проекты скрининга по обнаружению онкологии груди, колоректального рака и онкологии шейки матки.

В тему о ранней диагностике. Врачи работают и над возможностью определять рак на генном уровне. Но никакие сверхтехнологии диагностики не помогут тому, кто не хочет помочь себе сам. Представьте, есть и такие. От лечения в прошлом году отказались 897 человек, у большинства из которых первая и вторая стадии рака — когда исцеление почти гарантировано. Одни в силу предрассудков считают борьбу с раком бессмысленной, другие просто боятся лечения, особенно хирургического. Некоторые просто откладывают лечение: мол, пока в здравом уме и твердой памяти, надо дела решать. А за делами, собственно, можно и жизнь профукать.

Характерный случай. Пациентка с онкологией молочной железы категорически отказывалась от операции. Из-за мужа. «Моя жена, — говорил он, — самая красивая женщина в нашем городке. Я себе не представляю, как она потом будет с одной грудью». Врачи так и не убедили. Женщина пришла через год, когда уже появились метастазы и было невозможно терпеть боль. Муж стал вдовцом.

Итак, о важности успеть вовремя мы вспомнили, о прописных истинах — тоже. Что еще? Я подумала о методе от противного. Что если, находясь в полном здравии, делать то, что делали для своего спасения больные? Вроде профилактики. Понятно, я не о медикаментозном лечении говорю. На форумах онкобольных прочитала десятки историй исцеления от рака. Помимо правильного лечения, у ВСЕХ было несколько общих простых открытий. 47-летний Михаил пишет: «Раньше я 90 % своего времени тратил на работу. И глубоко сожалею об этом. Рак научил меня расставлять приоритеты». 35-летняя Ольга говорит: «Я поняла: собственными эмоциями можно управлять, как руками и ногами. И решила культивировать положительные ощущения. Радость, оптимизм вырабатывают в организме такие вещества, как окситоцин, допамин, эндорфин, которые проникают в клетки и активизируют механизмы борьбы с болезнью».

В заключение вспомнилась цитата: «Здоровье — это, в сущности, состояние ума». Соглашусь отчасти. И поразмыслю на досуге: какие из моих закоснелых убеждений нещадно бьют по организму?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter