Надежды больше, чем реальность...

Западу нужно рассказать о наших достижениях в создании благоприятного инвестиционного климата

Кому кредит  приносит наибольшую пользу: заемщику или кредитодателю? Обоим. Ибо на невыгодных для себя условиях никто не будет ни одалживать, ни брать деньги. Приблизительно так же ситуация обстоит и с прямыми иностранными инвестициями. Несомненно, привлечение иностранного капитала выгодно практически любой стране. Другой вопрос, на каких условиях. Этот же вопрос волнует и инвесторов. Словом, без паритета интересов средства границу не пересекают. В Беларуси сегодня созданы приемлемые условия для инвестиций. Это отметили эксперты Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

В принципе, Беларусь всегда приветствовала приход иностранных инвесторов. Но в последний год в этом направлении был сделан просто революционный прорыв. Были существенно упрощены процедуры регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, упрощено таможенное оформление грузов, отменен институт золотой акции… Перечислять можно долго. Только за сентябрь в республике принято 32 нормативно-правовых акта, которые улучшили условия ведения бизнеса.

Такие действия белорусского правительства не остались не замеченными на Западе. В итоге по классификации ЮНКТАД Беларусь заняла 48-е место из 141 по потенциалу привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В прошлом году объем ПИИ в отечественную экономику увеличился в пять раз по сравнению с 2006 годом и превысил 1,7 миллиарда долларов. Такая динамика значительно превышает и средний показатель по странам СНГ, и среднемировой. Однако наша страна еще не полностью использует свои возможности. По уровню привлечения ПИИ  у нас только 95-е место по классификации ЮНКТАД. Приблизительно такое же соотношение между «потенциалом и реальностью» наблюдается в России, Китае и США. Словом, Беларусь находится в неплохой «компании».

Почему же, невзирая на благоприятный инвестиционный климат, зарубежный капитал не хлынул рекой в республику? Ведь наша страна отличается многофакторной стабильностью: политической, экономической, социальной, финансовой… Причем уже в течение полутора пятилеток. Однако наравне с успехами в республике существовала и большая проблема: мы мало говорили о своих достижениях на Западе. А поэтому о них известно далеко не всем участникам международных финансовых рынков. А точнее, только отдельным их представителям.

Формированию благоприятного имиджа Беларуси за рубежом сейчас  уделяется большое внимание со стороны правительства страны и органов государственного управления. Страна уже получила международный кредитный рейтинг и в ближайшее время планирует его улучшить. Поставлена амбициозная задача по вхождению республики в число первых тридцати государств с благоприятным климатом для ведения бизнеса. Белорусский инвестиционный форум, который пройдет в Лондоне в середине ноября, — это одно из звеньев цепи продвижения отечественной экономики на международной арене. Сегодня при Консультативном совете по иностранным инвестициям, который возглавляет премьер-министр Сергей Сидорский, создана специальная рабочая группа, которая будет разрабатывать комплекс маркетинговых мероприятий для пропаганды нашей страны на иностранных рынках капитала. К этой работе планируется привлекать и соответствующих узких специалистов.

В большинстве стран функцию маркетинговой страновой структуры выполняют национальные инвестиционные агентства. Создано такое и в Беларуси. Единственное «но»: сегодня оно существует в качестве республиканского унитарного предприятия, которое подчиняется Министерству экономики. Статус РУП фактически означает жизнь по правилам коммерческих организаций, основная функция которых — получение прибыли. В результате отечественное Национальное инвестиционное агентство попало в двусмысленную ситуацию. С одной стороны, это республиканское унитарное предприятие должно выполнять доведенные «производственные» показатели — увеличивать объемы оказанных услуг, повышать рентабельность и так далее. С другой — эта организация должна обслуживать интересы государства для привлечения инвесторов. И эти две задачи нередко вступают в противоречие. Ведь государственная миссия предполагает безвозмездную консультационную помощь потенциальным инвесторам. В ближайшее время планируется изменить статус Национального инвестиционного агентства, которое станет госучреждением, что предполагает бюджетное финансирование и выполнение ряда стратегических задач по привлечению в страну зарубежных капиталов.

Эксперты ЮНКТАД в своем докладе отметили: один из путей значительно увеличить приток иностранных инвестиций в белорусскую экономику — открыть доступ частному капиталу к объектам инфраструктуры: электро- и водоснабжению, телекоммуникациям, авиа- и железнодорожному транспорту, дорогам, аэропортам и другим. Как показывает мировой опыт, в странах с переходной экономикой именно этот сегмент экономики испытывает неудовлетворенный спрос в инвестициях. Во многих развитых странах государство передает на тех или иных условиях объекты инфраструктуры в руки частного капитала, в том числе и иностранного. За государством остается только функция регулятора. Однако правительства стран, которые только стали на путь приватизации, обычно с трудом расстаются с монополией на коммуникации. Не является исключением и Беларусь. Тем не менее первые шаги по привлечению коммерческих средств в развитие инфраструктуры в Беларуси уже сделаны. Недавно в стране появилась первая практика концессий. Активно участвуют иностранные инвесторы в развитии рынка телекоммуникаций. На подходе реформирование энергосистемы: в стране должна появиться передающая компания, что создаст предпосылки для создания частных генерирующих источников и в будущем, возможно, свободного рынка электроэнергии…

Конечно, не был обойден в докладе ЮНКТАД и мировой финансовый кризис. Впрочем, международные эксперты ООН относятся к этому явлению достаточно спокойно. Биржевая нестабильность и дефицит ликвидности не самые лучшие тенденции, но они влияют на глобальные потоки капиталов лишь косвенно. Например, в 2007 году в мировой экономике уже стали наблюдаться первые признаки экономического кризиса — на фоне роста цен на сырьевые ресурсы происходили кратковременные, но резкие падения биржевых индексов, и тем не менее мировой объем ПИИ увеличился по сравнению с 2006 годом на 30 %. По мнению экспертов ЮНКТАД, международные финансовые потоки будут расти и в этом году. Возможно, лишь снизится динамика. Но инвестиционное движение не может прекратиться априори. На земном шаре всегда будут бизнесмены, им так или иначе необходимо вкладывать свои средства в различные предприятия…

Не исключено, что страны Восточной Европы только выиграют от нестабильности на развитых рынках. Ведь все началось с ипотечного кризиса в США, который потянул за собой вниз фондовые рынки в других регионах. Банкротство нескольких крупнейших американских банков свидетельствует о проблемах в кредитной политике Штатов, которая отличалась слишком неоправданными рисками. В Беларуси и других странах с переходной экономикой банки к предоставлению кредитных ресурсов относятся более трепетно, минимизируя свои риски и требуя от получателей надежного обеспечения. Значит, банковский коллапс отечественной финансовой системе не грозит.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter