24 октября знаменитой разведчице Надежде Троян исполнилось бы 100 лет

Надежда разгадать загадку

Сталинская директива, посланная в феврале 1943 года в партизанские отряды, воевавшие на временно оккупированных территориях, была коротка и конкретна. Уничтожить палача — наместника Гитлера в Белоруссии Кубе.

Надежда Троян была врачом не только по профессии.
СИТНИКОВ НИКОЛАЙ / ТАСС

Историки спорят, сколько же раз он уходил от возмездия. Больше десятка точно. 

А уничтожили Кубе 22 сентября 1943 года Елена Мазаник, Надежда Троян и Мария Осипова. Подложенной миной гауляйтер был разнесен в клочья в своей собственной постели. И троим девушкам было присвоено звание Героев Советского Союза.

Тогда же, в 1943‑м, Гитлер объявил партизанок личными врагами. С 1943 года, когда их, троих разведчиц, вывезли самолетом из дремучих лесов под Смолевичами, жила Надежда Викторовна до самой кончины 7 сентября 2011 года в Москве. Но считала себя белоруской. Надежду Викторовну по гордой осанке, красоте, манере говорить и общаться некоторые принимали за продолжательницу дворянского рода. Да и фамилия Троян наводила на аналогии с Троей, троянским конем, старинной династией... Но нет, у Нади Троян и ее родителей — людей простых — ничего общего с древними родами. Троян в переводе с белорусского — всего лишь вилы с тремя зубцами.

Гордилась местом рождения — городком Дрисса Витебской области, переименованным в 1962 году в Верхнедвинск. Она помнила о родном городе. Не забыл о ней и Верхнедвинск. Читаю письма, присланные из Беларуси сыну Троян — Алексею Васильевичу Коротееву. Как бы хотелось мне, чтобы все дети так искренне хранили память о родителях, как он, известный кардиолог. И в посланиях с Родины — добрые вести. На аллее Героев среди других и ее памятник. В краеведческом музее — посвященная Надежде Троян экспозиция, сделанная с искренним душевным уважением. Школе, где училась Троян, присваивают ее имя.

И ставшая любимой для Надежды Викторовны Москва тоже воздает почести к 100‑летию героини.

Но вот вроде бы в хорошо известной биографии Надежды Троян остались и не до конца раскрытые страницы. Полностью рассталась ли с разведкой кандидат медицинских наук, а затем и крупный руководитель? Разведчица на всю жизнь? 

У меня собственное и совсем не конспирологическое мнение. Надя Троян уже в школе удивляла знанием немецкого. В годы оккупации немцы принимали ее за фольксдойче. После войны в институте учила английский, что очень пригодилось кандидату медицинских наук, позже руководителю крупного медицинского института. А уж как нужны были языки председателю исполкомов Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, назначенного, по советским понятиям, на должность, приравненную к министерской. Встречалась с королевой Великобритании, президентом Соединенных Штатов Никсоном, королем Эфиопии, шахом Ирана Реза Пехлеви, главами крупных государств. Рассматриваю тогдашние фотографии. И не могу не заметить, с каким восторгом смотрит с фото на красивую женщину с Золотой Звездой Героя, как восхищается ею шах Реза Пехлеви... Установились хорошие отношения у Троян и с его красавицей‑супругой Фарах.

В Иране тогда находился крупный госпиталь Красного Креста. Так что помню, как в начале 1970‑х годов Надежда Викторовна Троян приезжала в Тегеран во главе делегации, в составе которой были люди специальностей самых разных. Принимали с почетом.

Странная ситуация сложилась тогда у нас с Ираном. Порой в речах советских руководителей для широкой публики Реза Пехлеви называли американским прислужником, что в принципе соответствовало действительности. И в то же время экономические связи с СССР поднялись на высоту небывалую. А что было делать, если протяженность советско‑иранской границы составляла более 2000 километров. Надо было если не дружить, то обязательно мирно сосуществовать. На одном аэродроме иранских пилотов натаскивали военные шурави (в переводе с фарси — советские), а на поле рядышком то же самое проделывали, чертыхаясь четырехбуквенным матом, американцы.

А еще была в Иране безжалостная и наглая служба безопасности САВАК. Развлекалась она и тем, что прямо в прямом телеэфире расстреливала иранских коммунистов из партии Туде, накинув им на головы черные мешки. Сколько ж в САВАКе служило убийц!.. А уж топтунов‑стукачей из наружки было не счесть! Без стеснения, чуть на пятки не наступая, сопровождали по городу. Рылись в чемоданах, ставили жучки. Каждый шаг шурави — советского — был им известен. Или должен был быть известен.

И вот в этот момент приезжает Надежда Викторовна Троян с мощной делегацией. Переговоры с самим шахом, признаваемым в ту пору наместником Аллаха. Поездки по Ирану. Обсуждение совместной деятельности нашего и их Красного Креста. Особое внимание — тегеранскому госпиталю этой международной организации. И просто дружеские беседы с шахом, шахиней, «признавших» обаятельную Троян, и, естественно, с ближайшим окружением, во всем подыгрывавшим своему полубогу. Да к этой верхушке обычному дипломату, специалисту высшего ранга было никак не пробиться. Мосты были наведены. А подтверждением взаимного доверия — вскоре встреча с четой Пехлеви уже в Москве. Сколько же полезного, нужного, ранее неизвестного могли принести такие контакты.

И принесли. Работая несколько лет назад над книгой «Надежда Троян» из молодогвардейской серии «ЖЗЛ», я случайно, именно абсолютно случайно, натолкнулся на поразивший меня документ. В списке правительственных наград, военных и «мирных», которых была удостоена Надежда Викторовна, вдруг мелькнул орден, к гражданским делам ну никакого отношения не имеющий, вручаемый за совсем иные достижения. Поняли, к какому периоду ее жизни он относится и на какую мысль это натолкнуло?

Николай Долгополов.

dolgop1949@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter