Почему работу над ошибками придется делать жестко?

Надежда никогда не сдается

Прогнозы — дело неблагодарное, но все их делают. Начало нового года — лучшее время: все жаждут обновления и верят в возможность начать все сначала. Как показали произошедшие в разных регионах мира сразу после Нового года события, надежды на обновление и обнуление напрасны, работу над ошибками делать придется жестко (к тому же она запоздала), и единственное, что нас всех еще не покинуло, — это надежда. В общем, в новый год мир вступил с неутешительными прогнозами и подтаявшими (глобальное потепление, однако) надеждами.


Тенденции нового года обозначились сразу после боя курантов. Саудовская Аравия казнила шиитского проповедника ан–Нимра — началась дипломатическая война с Ираном. И если казнь можно назвать неожиданной (проповедник находился под следствием почти два года), то ее последствия были вполне прогнозируемыми. Саудовская Аравия пытается решить накопившиеся внутренние проблемы за счет обострения внешних. Ход известный и нередко используемый. Прогноз на год? Отношения между Саудовской Аравией и Ираном (шире — между суннитами и шиитами) не улучшатся. Более того, всегда остается опасность, что война дипломатическая (читай — «холодная») перерастет в «горячую». Хотя ни Саудовской Аравии, которая не может справиться с хуситами (которых поддерживает Иран) в Йемене, ни Ирану это не нужно.

На биржах Соединенных Штатов новый год начался с обвала котировок. Причина? Китай. Еще один тренд наступившего года: Китай не будет радовать грандиозными экономическими успехами, к которым за пару последних десятилетий привык весь мир. Рост ВВП Китая в прошлом году составил около 7%, в этом году выше не будет (скорее всего, будет ниже — около 6,8%). КНР проводит структурные реформы, времена дешевой рабочей силы прошли. Как безвозвратно прошли и времена взрывного роста китайского ВВП.

Вырисовывается цепочка: Китай растет медленнее — ему нужно меньше ресурсов — спрос на нефть уменьшается — у нефти нет поводов дорожать. Недорогая нефть тоже будет тенденцией года. Для России — плохие новости. К тому же скоро на мировой рынок выйдет Иран, долго лишенный возможности продавать свои углеводороды. Когда падение цен на нефть только начиналось, многие эксперты предрекали рост экономики на дешевеющих энергоресурсах. Но оказалось, что бензин, например, почти не дешевеет. Невероятно и неприятно, но факт. И таким останется в этом году: невероятным и неприятным. Человеческий, понимаете ли, фактор. Или промышленный сговор.

Замедление темпов экономического роста Китая указывает на еще одну тенденцию: замедляются «новые чемпионы», на которых еще вчера возлагали основные надежды, — экономики стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). За исключением, пожалуй, Индии. Но одной Индией мировую экономику не вытащить.

А что у нас в Европе? Эксперты всерьез заговорили о ее закате: есть все основания. Беженцы останутся фактором нестабильности Европы — это факт.

И не просто фактором нестабильности, но и катализатором центробежных стремлений. Единая Европа — структура–мечта, о которой еще лет двадцать назад грезил весь континент, — распадается на наших глазах. Пока не юридически, но уже очевидно. Проверки внутри Шенгенской зоны — реальность. Если раньше внутренний раздел в ЕС проходил по линии север — юг и не был идеологическим, то в прошлом году четко обозначился новый (вернее, старый) раздел: запад — восток. И тут уже дело в идеологии. Оказалось, что у Восточной Европы (читай — бывшего социалистического лагеря) достаточно амбиций, сил и (да простит меня Лев Гумилев!) пассионарности, чтобы отстаивать позиции отличные от брюссельских. Словакия соглашается принимать исключительно беженцев–христиан, Венгрия строит «нелиберальную демократию» и заборы на границах, новое руководство Польши в качестве примера для подражания выбирает авторитарного венгерского премьера Виктора Орбана. В этом году раздел по линии запад — восток будет углубляться. Может быть, именно этот год заложит основы новой, более равной, Европы.

А как же надежда, спросите вы. Каждый прогноз обязательно должен давать надежду. Вот на предновогоднем саммите по климату в Париже удалось договориться. Было трудно, но договорились. И ведь есть еще Колумбия. После 51 года вооруженного конфликта его стороны практически договорились. Так что надежда никогда не сдается. Нескучного вам года!

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 5 (24887). Среда, 13 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter