Гость «СОЮЗа» — звезда мировой оперной сцены Надежда Кучер

Надежда и ее мечты

Перечень престижных театров и залов, где звучал прекрасный голос Надежды Кучер, перечислять можно долго. Больше всего повезло, конечно, белорусскому Большому. Вот и первого апреля певица исполнит здесь партию Царицы ночи в шедевре Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта». 

Надежда Кучер: Репетирую «Риголетто» и «Реквием» Верди — концерт пройдет 25 апреля и будет посвящен 35-летию чернобыльской трагедии.
Фото из личного архива

— Уже год, как вы стали штатной солисткой Большого театра Беларуси. Все ли сложилось именно так, как хотелось? 

— Нет, к сожалению. Прежде всего в финансовом плане. Из‑за коронавируса упала посещаемость театра. Некоторое время спектаклей вообще не было. Сейчас прежний ритм понемногу восстанавливается. Помимо «Волшебной флейты» репетирую «Риголетто», а также «Реквием» Верди — концерт пройдет 25 апреля и будет посвящен 35‑летию чернобыльской трагедии. 

— В 2015‑м вы выиграли один из самых престижных оперных конкурсов — «Певец мира», победителем которого в свое время стал Дмитрий Хворостовский.

— «Певец мира» — это всего лишь название конкурса. Когда ты становишься его победителем, это не означает, что ты автоматически признаешься лучшим вокалистом. Но почему‑то в Минске новость о моей победе восприняли именно так, все газеты и интернет‑ресурсы писали: мол, голос белоруски Надежды Кучер признали лучшим в мире.

— Став победителем «Певца мира», вы сказали, что завершаете свою конкурсную историю.

— Я приняла это решение еще до финала: вне зависимости от результатов конкурс в Кардиффе был бы последним. Почему? Просто устала, наездилась. Да и возраст не тот. На всех ведущих вокальных конкурсах 32 года — это уже предел. В финансовом плане победы в конкурсах приносят хорошие деньги, но все, что хотела, я уже взяла. 

— Две «Золотые маски» — повод для гордости? 

— Конечно. Это же главная театральная премия России! Первую «Золотую маску» за лучшую женскую роль я получила в 2013‑м. Тогда все происходящее казалось мне совершенно необыкновенным. Я начинающая певица, спектакль Medeamaterial в Пермском театре оперы и балета — мой первый, по сути, крупный проект. И сразу — Национальная премия. Вторая «Золотая маска», к слову, была еще более неожиданной. Если Медея в Medeamaterial — это мегасложная во всех отношениях партия, и исполнить ее может далеко не каждая певица, то Донья Исабель в «Королеве индейцев» — ее полная противоположность. Очень лояльная музыка Перселла, доступная абсолютно любой певице с любым уровнем подготовки. С другой стороны, я прекрасно понимаю, что эта роль сложная скорее не в вокальном плане, а в драматическом. А «Золотая маска» дается в первую очередь за актерскую составляющую. 

— После «масок» предложений о сотрудничестве наверняка прибавилось?

— Да, Большой театр России звал в штат. После второй «Золотой маски» я как раз заканчивала сотрудничество с Пермским театром оперы и балета. Хотела немного побыть свободной, ни от кого не зависеть, поэтому предложение не приняла. 

— Как вы попали в Пермь?

— Теодора Курентзиса назначили здесь худруком театра оперы и балета. Он позвал меня к себе, я согласилась. Не ехала конкретно в Пермь, а ехала работать с конкретным человеком. 

— Какими вам запомнились шесть лет в Перми? 

— В творческом плане все мои ожидания более чем оправдались. А в бытовом... Было сложновато, не буду скрывать. Мы приехали вместе с мужем (дирижером Дмитрием Матвиенко. — Прим. ред.), но спустя некоторое время он уехал учиться, и я на два года осталась одна. Пришлось даже съехать со старой квартиры и подселиться к девушке‑коллеге — настолько мне было тоскливо.

— В каком из театров мира вам было наиболее комфортно работать?

— Муниципальный театр Сантьяго — первый театр, куда я приехала на крупный проект. И самый любимый. Там я сделала больше всего проектов: это были лучшие роли, лучшие постановки, лучшие дирижеры и режиссеры. И потрясающая администрация, которая создала комфортнейшие условия для приглашенных артистов. Я приехала, и сразу возникло чувство, будто знаю этих людей всю жизнь. Собиралась поехать в Сантьяго снова в прошлом году, но из‑за коронавируса отменились сразу три проекта. Очень жаль.

— Ведете счет своим поездкам, спектаклям, концертам?

— Я собираю театральные программки. Поэтому при желании могу восстановить хронологию событий. Думаю, программок уже больше сотни, если брать вместе с концертами. Дома под них отведен специальный маленький шкафчик. 

— Что еще привозите с гастролей? 

— Открытки, которые коллеги дарят в день премьеры. За рубежом есть трогательная театральная традиция: перед первым спектаклем приносить коллегам, занятым в постановке, маленький подарок: конфетку, шоколадку, цветочек — уместен любой знак внимания. Чаще всего оставляют открытки с пожеланиями удачи или любыми другими добрыми словами. И вот представьте: чем больше исполнителей в опере, тем выше горочка подарков на твоем гримерном столе. Я это все собираю, привожу в Минск и бережно храню. 

Вообще коллекционирую открытки с детства, это мое главное хобби. 

— А мечта? 

— Спеть в «Ла Скала», наверное. А что касается репертуара, то столько классного материала еще не спето: «Манон» и «Таис» Жюля Массне, «Анна Болейн» и «Дочь полка» Доницетти... В общем, петь еще не перепеть.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter