Единой версии, откуда на Шкловщине сразу две деревни с таким названием, нет по сей день

Надевайте сарафаны и езжайте в Чемоданы

Деревни с таким удивительным названием на Шкловщине сразу две. Различают их по приставкам — Старые Чемоданы и Новые. Пальма первенства, разумеется, у старейшего из сел. Когда они появились на карте Беларуси? Чем отличаются? Как здесь люди жили раньше и что волнует их сегодня? Найти ответы на эти и другие вопросы мне помогли начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Шкловского райисполкома Олеся Купцова, председатель Фащевского сельисполкома Григорий Крупенько и директор централизованной библиотечной сети Тамара Минкина.

Инсталляция имеет конкретный смысл.

Кто баулы потерял?


Между Чемоданами — с десяток километров. Новые прописались прямо вдоль трассы Петербург—Одесса. Григорий Крупенько уточнил, что деревня в будущем году отметит вековой юбилей:

— Здесь живут потомки переселенцев из Старых Чемоданов. Возможно, перебрались сюда, чтобы быть поближе к цивилизации.

Примечательно, добавил, что фамилии сельчан  повторяющиеся. Самые популярные из них — Галановы, Сенокосовы, Калиновские. Чаще всего однофамильцы родственниками себя не считают. Хотя кто знает? Может быть, когда-то давно их предки и были родней!

Автобусная остановка украшена, разумеется, рисунком с изображением чемоданов. А сельчане из Старых Чемоданов пошли и того дальше. Въезд в деревню украсили необычной инсталляцией из тех же чемоданов! Григорий Крупенько рассказал, что эту идею местные власти реализовали лет семь назад. Под чемоданы стилизовали контейнеры, для антуража в общую композицию добавили еще и зонтик. Разукрасили тоже со смыслом. Например, аббревиатура СА сродни той, что помечала чемоданчики солдат-срочников. Лодка под парусами и волны символизируют летние сборы на отдых. Ну а карета напоминает о легенде, которой, собственно, Старые Чемоданы и обязаны своим названием.

— Легенда гласит: давным-давно по дремучему лесу ехал экипаж. К карете, как водится, сзади были прикреплены чемоданы. Вдруг кучер заметил волков, стеганул лошадей, — излагает предание старший научный сотрудник Шкловского районного историко-краеведческого музея Ирина Гапеева. — Убрали и помеху — баулы по одному сбрасывали прямо на дорогу. Путешественники спаслись, а люди в дебрях потом долго находили чемоданы с добром. И так им эти места понравились, что начали тут селиться. Точной даты основания деревни нет, но ориентировочно на карте Шкловщины село появилось в XVIII столетии.

Григорий Крупенько отметил: по одной из версий, упакованный груз якобы везла сама Екатерина ІІ. Правда, он в эту байку не верит. Зачем, спрашивается, императрице в чащобу забираться, когда дорога — вот она, все на том же месте! Кое-где даже старые сосны, посаженные в честь визита государыни, сохранились. «Да и сами чемоданы, — заметил, — появились не так уж давно. Нашим прадедам, к примеру, их сундуки заменяли».

Возле автолавки можно покупку сделать и пообщаться.

Этот факт тоже неоспорим. Но с другой стороны, само слово ведь появилось более тысячи лет назад — от персидского «джомадан». И подразумевало большую сумку с ручками из кожи либо войлока. В общем, чем больше пытаешься в суть топонима вникнуть, тем больше вопросов появляется. К слову, у местных жителей на этот счет есть и собственный вариант: старики рассказывают, будто их деревня славилась мастерами, которые сумки да чемоданы изготавливали. Но здесь у истории есть уже фактические данные. И Старые, и Новые Чемоданы известны как родина талантливых ткачей, бондарей и гончаров.

Библиотечный дилижанс


Татьяна Мигурская название родной деревни не анализирует и ничего экзотического в нем не видит. Она рассказала, что в Старых Чемоданах родилась, вышла замуж, вырастила детей и вышла на пенсию.

— Кем работала? Да в бригаде на поле, потом на ферме коров доила. Жизнь легкой не была, но веселиться время находили, — не скрывает 89-летняя сельчанка.

Клуб в деревне не пустовал: кино там крутили, танцы по выходным устраивали. А еще на «печенку» друг к другу ходили — это, пояснила, когда порося забивали и соседей звали событие отметить. Крестины гуляли чуть ли не всей деревней, свадьбы. А вот собственное веселье, призналась, так и не справила. «Сошлись с Виктором да и жили. Некому и не за что было столы накрывать. Расписались позже — когда дети родились», — вспоминает Татьяна Лаврентьевна.

Школа, поделилась, тоже в Старых Чемоданах была. Сначала средняя. Потом превратилась в восьмилетку, начальную. Позже ее вообще закрыли, и нынче все общественно значимые структуры заменяет магазин. Это и место встречи, и общения. Правда, ей самой туда уже не дойти — далековато. Выручает автолавка, которая тоже курсирует по деревне. Коротать время помогают добрые знакомые, телевизор и книги. Читает пенсионерка, кстати, без очков. Тамара Минкина отметила, что на Шкловщине сельчане могут взять нужное издание даже в том случае, если стационарной библиотеки в деревне нет:

— Форма нашей работы вообще меняется. Сегодня не только читатель идет к нам, но и мы к нему. В частности, в этом году в глубинку отправился «Библиотечный дилижанс». Суть проекта не только в пропаганде книги. Это еще и помощь в организации досуга, в основном детского, подросткового, молодежного. Наши сотрудники устраивают в деревнях настоящие праздники — с батутами, различными аттракционами. В программе — фильмы в 3D, конкурсы, викторины. За месяц посещаем больше двух десятков деревень. В скором будущем наш веселый «библиобус» заглянет и в Старые Чемоданы.

Сигизмундовичи мы!


Если в городе в жару плавится асфальт, то в деревне зеленая трава и тенистые деревья заметно сдерживают беспощадный градус. Хотя без холодной воды все равно не обойтись. Владимир Субоч привычно крутит ручку колодца, цепь опоясывает деревянный барабан — и вот уже ведро на поверхности. Мужчина констатирует, что большинство сельчан сейчас пользуются колонками — так легче и удобней. Но и от колодезной водицы не отказываются. Это, можно сказать, сельское НЗ. К тому же вкус у нее особенный.

 Природа, добавил, Старые Чемоданы красотой тоже не обидела. Лес прямо за околицей, рядом с деревней водохранилище. Оно появилось в восьмидесятых, когда речку мелиораторы перекрыли плотиной. Сегодня водоем популярен у рыбаков и отдыхающих. Сам Владимир Сигизмундович приезжает на малую родину из Могилева. На вопрос, откуда у белоруса такое необычное отчество, поясняет:

— Когда папе метрики выдавали, писарь накануне книгу прочел про кого-то из Сигизмундов. Так и нарекли.

Никто из земляков, подчеркнул, тому особо не удивляется. Старые Чемоданы, как и многие другие села в округе, деревня католиков. Долгое время верующие ходили на службу в костел за шесть километров, в Фащевку. Но после революции храм закрыли, а в шестидесятых и вовсе взорвали. Сегодня парафия возродилась, а под костел католики обустроили в соседнем агрогородке одну из пустующих хат.

Хлеб привезли.

Пять школьников на село


Если лет сорок-пятьдесят назад в Старых Чемоданах насчитывалось около трехсот жителей, то сегодня — чуть больше сотни. Домов, соответственно, тоже стало меньше, ветхие и бесхозные снесены. Но место встречи земляков в День Победы остается неизменным. Возле мемориала в центре села они собираются и в дни скорбных дат, связанных с войной. А установлен монумент в память о четырехстах жителях деревни и защищавших Старые Чемоданы красноармейцах, которых фашисты заживо сожгли в сарае. Очевидцы вспоминают, что зловещее зарево летом сорок первого было видно за многие километры. Вырваться из огня сумели лишь единицы. Татьяна Мигурская не скрывает, что в годы оккупации люди жили здесь в большом страхе:

— У нас, случалось, бургомистры останавливались. Как только люди узнавали, что в деревне появилось некое немецкое подразделение, я шла на другой край Старых Чемоданов в разведку. Если приехали немцы в форме с бляхами, значит, будут людей в Германию забирать, надо предупредить, чтобы прятались. А если много будок, то уже не так страшно, значит, приехали кур и свиней отнимать.

Современные школьники об ужасах войны, к счастью, знают только из уроков истории. В Старых Чемоданах, к слову, их всего пятеро. На уроки в Фащевскую СШ ребят отвозит водитель школьного автобуса Леонид Темрук.

Олеся Купцова говорит, что малая родина для ее земляков не пустой звук. И в Шкловском районе многое делается для того, чтобы ее притягательность стала сильнее, деревни — красивее, а жизнь в них — более комфортной и разнообразной. Проектов, помогающих людям раскрыться, найти достойное применение своим талантам, в районе реализуется немало. Личные воспоминания, достижения, исторические сведения, классификация достопримечательностей — все это тоже берется на заметку. А в будущем может стать основой своеобразной современной летописи Шкловщины...

markova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter