За покупателя будут бороться расширением конкуренции

Надбавки для торговли

Как известно, шопинг на селе и в городе — далеко не одно и то же. И ассортимент в магазинах глубинки, даже самых лучших, все же беднее, и цены нередко выше. Причина на поверхности: отсутствие конкуренции. До сих пор сельчан снабжала всем необходимым только потребкооперация, лишь недавно деревнями стали интересоваться крупные торговые сети. Но сейчас грядут серьезные перемены. За каждого покупателя из глубинки разгорится нешуточная борьба. Президент подписал Указ № 345 “О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания”. Документ предусматривает для тех, кто будет заниматься этими видами деятельности в глубинке, самые благоприятные условия: налог на прибыль для предприятий в размере 6% и единый налог для индивидуальных предпринимателей одна базовая величина. Предусмотрены и иные преференции.

Сегодня ассортимент сельского магазина мало чем отличается от городского.
Фото автора

Какими были сельские магазины еще лет 30—40 назад? Бревенчатая хатка со ставнями или решетками на окнах, где продавалось только самое необходимое: хлеб, соль, сахар, недорогое спиртное, в лучшем случае колбаса одного сорта.

Сегодня все иначе. Деревня Лысковщина Круглянского района. На витринах и прилавках красуются разных сортов колбасы, консервы, сладости, включая мед, хлеб, безалкогольные и спиртные напитки, крупы, макаронные изделия, молочка. Торговая точка принадлежит местной ПМК-266.

Руководитель юридического отдела предприятия-владельца Николай Курносов сетует:

— Все же крупные торговые сети-монополисты делают все возможное, чтобы сжить нас со свету. У них есть возможность закупать огромные партии товаров, буквально вагонами, соответственно производитель делает им большие скидки. Механизм у сетевиков прост: резко снижают цены, выживая конкурентов. Добившись своего и оставшись единолично на какой-то территории, повышают цены. Многих уже этим методом разорили.

Порой, кстати, и местные власти навязывают торговле определенные товары по территориальному признаку. Владельцы магазина не раз получали телефонограммы с настоятельными рекомендациями торговать спиртным, продуктами питания только одного, обязательно местного, производителя. Покупателю предлагают товар не потому, что он лучше или дешевле, а исключительно чтобы поддерживал земляка-промышленника, так как за его деятельность нужно отчитываться. Явление это, увы, весьма распространенное.

Круглянская компания, имеющая свою столовую,  выиграла тендер на открытие буфетов в соседних Белыничском и Толочинском районах. Но рано радовались! Оттуда уже намекают, чтобы уходили, освободили дорогу “нашим”.

Или взять автолавки, маршруты которых согласовывают райисполкомы, стараясь, чтобы разные операторы ни в коем случае не пересекались. В том же Круглянском районе в деревню Гай ездит автолавка “Евроопта”, в Причани — ПМК-266, в другие населенные пункты — потребкооперации. У сельчан, увы, нет возможности сравнить, кто же обслуживает лучше.

Индивидуальный предприниматель 28-летний могилевчанин Андрей пробовал пробиться с разъездной торговлей не в один район Могилевщины, но под различными предлогами маршрут ему ни в одном не согласовали. Ездил какое-то время незаконно, без разрешения, выполнял заказы сельчан, доставлял им товары, все были довольны. Однако устал от постоянных проверок, придирок, штрафов, бросил этот бизнес, занялся изготовлением памятников.

А вот торговый центр Кадино в одноименном агрогородке Могилевского района, напротив, уже работает в условиях конкуренции.  Всего здесь более двух тысяч человек зарегистрировано, однако потенциальных покупателей меньше — многие из прописанных на самом деле живут и работают в городах. Когда-то здесь была просто деревня с маленьким магазинчиком райпо, потом его закрыли и построили торговый центр. Марина Казначеева возглавила его с 1985 года. Она прекрасно помнит разные времена — и тотального дефицита с пустыми прилавками, и, напротив, когда прилавки ломились, но люди ничего не покупали, так как годами не получали зарплату. Примерно с начала 2000-х все стало налаживаться. Сегодня в агрогородке, кроме этого магазина, торгует почта, имеют свои небольшие магазины два бизнесмена, есть фирменная точка мясного предприятия да еще собираются открыть гипермаркет. Понятно, все бизнесмены ревностно следят за ценами и ассортиментом у соседей, зорко подмечают все достоинства и недостатки друг друга. Кстати, для покупателей это плюс — и цены ниже, и больше порядка.
Вспомним формулу, известную многим бизнесменам: “Если конкурента нельзя победить, с ним нужно объединиться”. Не исключено, что со временем на селе наладится своеобразное государственно-частное партнерство: вместе проще будет закупать крупные партии товаров с хорошей скидкой, да и по некоторым другим вопросам можно договориться, а еще перенять друг у друга хороший опыт. А уж основные моменты в работе, так называемую политику предприятия, каждый выработает самостоятельно, ведь именно от нее зависит успех дела.
Марина Казначеева говорит, что у них цены на мясо выше, чем в фирменной торговле. Что в общем-то понятно. У производителя, конечно, будет дешевле. Минеральная вода продается в торговом центре райпо за 92 копейки, точно такой же напиток в городских сетевых магазинах — 67 или 68. При этом наценка в сельском магазине небольшая — всего 10 процентов. Опять же все дело в отпускных ценах.

Преимущество частников из Кадино также в том, что оба их магазина расположены в шаговой доступности от многоэтажных жилых домов, а в торговый центр нужно пройти дальше. Понятно, поздно вечером за хлебом сельчане предпочтут отправиться к бизнесменам.

В магазине райпо также не продают готовых котлет, салатов, потому что нет специальных холодильников, да и подходящего сотрудника, чтобы этим занимался, найти трудно.

Есть и еще одно преимущество у частника: на него труднее надавить чиновникам, чтобы продавал спиртное или колбасы определенного производителя, поэтому ему легче быстро выполнить пожелания покупателей.

Однако и коллектив торгового центра знает чем “взять”. Марина Казначеева и ее подчиненные помнят всех, кто часто приходит, в основном пенсионеров, по имени-отчеству, знают вкусы и предпочтения каждого, даже привозят специально для них эксклюзивный товар. К примеру, один сорт хлеба здесь заказывается ежедневно всего по три буханки — по числу его  любителей.

К тому же многие старички и старушки идут в магазин, чтобы пообщаться: рассказать о своих болячках, детях и внуках, и их с интересом выслушивают. В крупных торговых сетях подобного нет. Но зато есть оборот. И каждый бренд пытается чем-то выделиться: ассортиментом, выкладкой товара, скидками, сервисом. Человек голосует рублем. Марина Казначеева признает:

— Нельзя без конкуренции, и я считаю, что каждый покупатель вправе сам выбирать, куда ему ходить за молоком и хлебом. И в деревнях должны работать магазины разных форм собственности — крупные и поменьше, шаговой доступности.

Irina_mendeleva@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter