Над пропавшими без вести. Искать заблудившихся людей зачастую помогают и лесные авиаторы, но их помощь в этом без преувеличения жизненно важном деле пока, увы, может оказаться довольно дорогостоящей

Осень — пора грибов и ягод. Даже на закате этой унылой поры, когда благородные грибы отошли, еще достаточно желающих поискать поздние дары леса. Логично, что в поисках “урожайных” люди уходят все глубже в лес, дальше в болота. Поэтому осенний сезон сбора ягод-грибов в Беларуси влечет за собой “эпидемию” потери любителей тихой охоты. Нередко их поиски занимают не один день, а иногда остаются вообще безрезультатными.

Розыск людей — служебный долг сотрудников Министерства внутренних дел. Цепи людей с проводниками из числа местных жителей прочесывают окрестности, лесные массивы. Специально обученные собаки перебегают с кочки на кочку клюквенных болот, пытаются взять след. Леса полнятся усиленными мегафонами голосами, лаем.
Но есть еще одна “сила”, которая может реально помочь спасти человека, дать надежду встревоженным родственникам и родным пропавшего. Это государственное предприятие “Беллесавиа” МЧС. Вот только устранить бы некоторые “но” в этом вопросе...

Крылатый дозор

Служба авиационного наблюдения существует в Беларуси с 1946 года. Создана она была в первую очередь для обнаружения и тушения лесных пожаров. Оснащенные самолетной и вертолетной техникой работники “Беллесавиа” могут оперативно высадить на место возгорания десантную группу, ликвидировать или не дать распространиться пожару на большие площади до момента подхода наземных сил пожаротушения.
“Беллесавиа” с высоты птичьего полета обнаруживает до 60 процентов всех лесных пожаров. Во многом благодаря летчикам-наблюдателям и десантникам-пожарным Беларусь, являясь одной из самых лесистых стран мира, не попадает в хроники лесных пожаров, как это регулярно бывает с Грецией, Турцией, штатами Америки. К слову, в злополучном феноменально засушливом 1992 году организация “Беллесавиа” претерпевала реорганизацию. Тогда в прямом смысле слова полыхала вся Беларусь. 2002 год по всем погодным показателям был едва ли безопаснее, нежели 1992-й, но “авиаторы” на этот раз были готовы к сезону. В результате все возникающие пожары были подконтрольны.

“Второстепенная” функция

Помимо основной функции у летчиков имеются второстепенные, однако не менее важные. Среди них могут оказаться и услуги по поиску заблудившихся людей. “Горячий сезон” для “Беллесавиа” заканчивается в ноябре и фактически совпадает с “эпидемией” исчезновения грибников-ягодников. В это время 15 воздушных судов организации ежедневно патрулируют территорию страны.
— В окрестностях Пуховичей в октябре 2005 года нашими силами  были найдены три ягодника, которых безрезультатно разыскивали сотрудники МВД, — рассказывает директор “Беллесавиа” Алексей Пшонко. — В том же году под Ганцевичами потерялась женщина, отправившаяся на болота за клюквой. После безрезультатных розысков к нам с просьбой помочь обратился ее отчаявшийся сын. Как сейчас помню — экипаж уже уходил с маршрута и в последний момент заметил пропавшую женщину в красном платке. Она была в шоковом состоянии — шел четвертый день ее блужданий по лесам и болотам.
Следующий раз к работникам летной службы обратились из МВД с просьбой помочь им отыскать потерявшегося несколько месяцев назад человека. Так как “борт” патрулировал зону возможного местонахождения пропавшего, то летнабы согласились помочь. Нашли, но поздно. Человек лежал посреди болота на кочке. К сожалению, помочь ему было уже нельзя. Кто знает, как сложилась бы его судьба, обратись МВД к “Беллесавиа” раньше? И что мешало именно так и поступить? Ведь эффективность поиска с воздуха доказана. Это случай, когда человеческая жизнь оказывается в заложниках экономических отношений и невозможности преступить через существующие правила и нормативные документы.

Жизнь дороже

— Поиск людей производится службами МВД, — объясняет Алексей Пшонко. — Если уж наземными силами человека не находят, а наш экипаж в это время находится в воздухе именно в зоне поисков, мы можем помочь. Как это ни цинично звучит — в этом случае нам по пути. В иных случаях наши возможности ограничены материально...
Вот и получается, что сегодня обратившееся за помощью в поисках человека ведомство (в данном случае — МВД) или родственники пропавшего должны компенсировать организации расходы. А это ни много, ни мало — около полутора миллионов рублей за час полета.
— Естественно, временами обращаются к нам, невзирая на расходы, — говорит Алексей Пшонко. — Ведь родной человек где-то там... Но далеко не каждый имеет такую возможность. Здесь нужно вырабатывать особый механизм взаимодействия между МЧС и МВД.

Им сверху видно все...

Помощь “Беллесавиа” в поисках потерявшихся людей весьма эффективна, ведь с большой высоты в осенних лесах, болотах отчетливо видны не то что люди — каждая пластиковая бутылка как на ладони. И самую решающую роль играет время: легче искать человека, когда он не успел уйти далеко, не запаниковал, не потерял сознание от истощения. В МВД это знают лучше всех. Эксплуатация авиатехники, конечно, дело дорогостоящее, но человеческая жизнь — бесценна.
— При МЧС есть специальные фонды, предназначенные на случай чрезвычайных происшествий, стихийных бедствий и так далее. А потеря человека — ситуация на самом деле чрезвычайная. Думаю, в конце концов в каждой области, при МВД или органах исполнительной власти, будут созданы резервные фонды на подобные нужды, все к этому идет, — уверен Алексей Пшонко. — Жалко людей, их каждый год теряется очень много. А у нас связаны руки из-за нехватки финансирования. Это злободневный, страшный вопрос. Такие нечасто возникают перед каждым из нас: на одной чаше весов — человеческая жизнь, на другой — экономический фактор.
Конечно, не каждый решится на расходы, но обратиться в МЧС все равно лишним не будет: существует вероятность, что одно из 15 воздушных судов в это время патрулирует территорию прямо над пропавшим без вести. В этом случае ни один из летчиков не откажется осмотреть каждую кочку или кустик, проплывающие внизу, на расстоянии 100—200 метров.
Техника же “Беллесавиа” — всепогодная. Хотя пожароопасный период начинается с 1 апреля и заканчивается 30 октября, но авиаотделения по всей Беларуси в любую пору года пребывают в готовности номер один и в состоянии оказать посильную помощь.

“Беллесавиа” — предприятие хозрасчетное. Его воздушные суда патрулируют нефтегазопровод, помогают сельхозпользователям вносить удобрения на поля не безвозмездно. Финансирование выделяется только на основные функции в системе МЧС — на авиационное обнаружение и организацию тушения пожаров, в случаях дорожно-транспортных происшествий, стихийных бедствий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter