Над домом Вилли Брандта пошел белый дым

На предварительных консультациях по формированию в Германии правительственной коалиции между консерваторами ХДС/ХСС и социал–демократами достигнут прорыв. Целую ночь дискутировали политики из обеих партий в доме Вилли Брандта, пока над этой резиденцией социал–демократов не появился «белый дым», возвестивший Европе и миру важную новость о скором создании стабильного правительства страны. Лучшим подтверждением окончания правительственного кризиса в крупнейшей экономике еврозоны и Евросоюза стал взлет европейской валюты на фоне новостей об этом.

Habemus Papam, а вернее: «У нас есть Mutti!» — могли бы воскликнуть немцы. Но действительно ли Ангела Меркель остается лидером страны и Европы?

Трудности Меркель при формировании коалиции, ее изнуряющие переговоры то о формате «ямайки», то о нынешней красно–черной коалиции поначалу наталкивали на мысль, что «Акела ослабел» и фрау канцлерин придется уйти с политической сцены. Но что мы видим теперь?

Формально, а лучше сказать, фактически, она пока ничего не потеряла. Меркель остается самым опытным и авторитетным лидером своей страны. Более того, политики такого масштаба используют последний срок для оставления своего политического наследия. Это как игрок высшей лиги, уходящий на пенсию, — не важно, сколько побед ты одержал раньше, важно, в какой команде и на какой высоте ты заканчиваешь свою последнюю игру. В политике это означает — какую страну ты оставляешь после себя?

У Ангелы Меркель было очень много политических побед и значительных поступков. Вспомним, что еще совсем недавно, в 2015 — 2016 годах, евро слабел на сомнениях в устойчивости еврозоны и Евросоюза. Греческое долговое бремя, кризис с беженцами, рост евроскептиков, да к тому же вооруженный конфликт на востоке Украины, породили впечатление, что все эти проблемы могут привести к распаду ЕС и краху еврозоны вместе с денежной единицей евро. И впечатление это только усилилось в июне 2016 года после референдума о выходе Великобритании из ЕС.

И тем не менее все эти рифы европейскому кораблю удалось обойти, в том числе благодаря умелому руководству капитана корабля — Меркель. Ее европейское лидерство в последние годы ни у кого не вызывало сомнений.

Более того, у нее появился в европейских делах надежный помощник — президент Франции Эммануэль Макрон. Опять же мало кто сомневается, что этот молодой политик немало обязан своей карьерой поддержке, оказанной Ангелой Меркель. Кстати, первый скачок евро вверх произошел после 14 мая 2017 года, когда был избран Эммануэль Макрон с его подчеркнуто проевропейской программой. И сегодняшний рост европейской валюты связан именно с возвращающейся верой в стабильность и поступательное развитие ЕС и еврозоны.

Это и есть самое главное в политическом legacy Ангелы Меркель. И только одна роковая ошибка — неограниченный прием мигрантов — могла бы разрушить единство страны и Европы. Чтобы не войти в историю как лидер, допустивший такое фиаско, думается, Меркель сделает все для ее исправления.

Судя по утечкам из Вилли–Брандт–хауса, на консультациях, в частности, достигнута договоренность о том, что число принимаемых беженцев не будет превышать 180 — 220 тысяч человек в год, а также будет жестко лимитировано воссоединение семей для беженцев с ограниченным статусом защиты. Воссоединение семей для таких беженцев на первых порах будет невозможно, а затем будет ограничено в масштабе, не превышающем одну тысячу человек в месяц.

И хотя предварительные договоренности, достигнутые в конце прошлой недели в доме Вилли Брандта, еще должен утвердить съезд партии СДПГ 21 января, главное уже сказано. Все острые вопросы, разделявшие консерваторов и социал–демократов, — беженцы, налоги, детские пособия, отчисления в больничные кассы, пенсии, конечно же, волнуют рядовых немцев и еще будут предметом яростных споров. Но это детали. Сами же участники предварительных переговоров главнейшей задачей своего будущего правительства считают укрепление Европейского союза. Именно с этой темы, как сообщает DW, начинается их итоговое коммюнике. Только сильная, объединенная Европа, убеждены они, может быть для Германии гарантом «хорошего будущего в мире, свободе и процветании».

Международные инвесторы встретили это заявление с очевидным оптимизмом, начав активно скупать евро. Сегодня они более чем когда–либо руководствуются политическими соображениями, которые напрямую связаны с будущим Европейского союза.

И если задуматься, то кто из политиков мог бы восполнить нишу европейского лидерства, остававшуюся вакантной эти четыре месяца, лучше самой Меркель? Ведь в коалиции с социал–демократами фрау канцлерин придется уделять больше внимания качеству принимаемых решений, устраняя прежние ошибки. При наличии сильной Германии во главе объединенной Европы вопрос этот решается сам собой.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter