Над Беринговым проливом будет наш флаг!

Белорусских путешественников ждут совсем не минский мороз, белые медведи и коварные льды Арктики

Белорусских путешественников ждут совсем не минский мороз, белые медведи и коварные льды Арктики

Этим парням не сидится дома. Они рвутся в жуткую заполярную стужу, и рвутся не просто так. Главная цель третьего этапа белорусской экспедиции «Полярное кольцо» – пересечь на автомобилях Берингов пролив. Уточняю: участок считается самым опасным на карте Севера и представляет собой 88 километров дрейфующих льдин и ледяных валов. После многочисленных попыток «штурма» исследователями разных стран он до сих пор не покорен — «мертвая» точка. Например, гусеничный вездеход англичан, который последним бросил вызов своенравному проливу, попросту расплющило льдами и затянуло на дно.

— Мы льдов не боимся: уникальные шестиколесные вездеходы с шинами низкого давления идеально подходят для пересеченной местности, снегов, болот и лесных завалов. В огне не горят, в проливах не тонут, — улыбается Владимир Драбо, руководитель экспедиции, председатель Белорусского общества поддержки экстремальных экспедиций и предупреждения чрезвычайных ситуаций. – В последних числах января три полярных внедорожника доставят самолетами в Петропавловск-Камчатский. Здесь и стартует наше путешествие.

Неприступный Берингов пролив лишь часть большого пути, точка в многодневном маршруте. До нее будут Палана (столица Корякии), Анадырь (столица Чукотки) и поселок Энурмино. После – только Аляска. Итого: полтора месяца ходу, более пяти тысяч километров снежного бездорожья и 88 – дрейфующих льдов. Если повезет, конечно…

— Глобальная идея всего проекта — повторить исторический маршрут прославленных исследователей Арктики, среди которых немало наших с вами земляков. Предстоящее путешествие станет третьим звеном в «мозаике» кругосветного перехода вдоль Северного полярного круга. В 2001-м и 2004 годах мы уже преодолели около десяти тысяч километров, «проутюжив» Арктику от Лабынтанги до Уэллена, — показывает на карте Виталий Мазуркевич, заместитель руководителя экспедиции. – В ближайших планах — «повторные открытия» Аляски, островов Канадского архипелага, Гренландии и Северного полюса. Таких масштабных проектов в Беларуси и СНГ не было уже давно.

Степень готовности техники и снаряжения – предельная. Вездеходы сейчас в карьерах, на последней обкатке. И без того отфильтрованные за годы ледовых походов списки оборудования, техники и снаряжения проходят последние согласования. А вот с составом пока неясность. Шестеро белорусов уже вовсю вострят лыжи, российские же медики и инженеры не очень-то поспешают. Окончательный состав группы по-прежнему не определен.

— Обычное дело: ведь Арктика требует особого психологического настроя. После бетонных джунглей мегаполиса тяжело привыкнуть к снежным пустыням, белым медведям и 50-градусным морозам. Так что можете смело писать: нормальных людей среди полярников нет. Все мы немного не от мира сего, — смеется Владимир Драбо, мастер спорта по туризму, действительный член Арктической академии наук. – Если вернуться к российским медикам, следует рассказать об одном уникальном проекте экспедиции. Врачи впервые берут с собой аппарат для цифровой рентген-диагностики. Результаты они тут же смогут переслать по спутнику в Минздрав России. Регион выбран не случайно: многие жители северных городов страдают от туберкулеза и умирают в возрасте 37—40 лет.

Последние новости из района заброски не радуют: в Петропавловске-Камчатском нелетная погода. Буран. Сильный мороз. А это значит, вылетать группе в начале февраля, возможно, придется в Якутск или Магадан. Впрочем, отправная точка маршрута не имеет принципиального значения, заверяют сами участники экспедиции. Просят только об одном: скрестить за них пальцы, когда на одной из «многоэтажных» льдин Берингова пролива начнется установка белорусского флага.

P.S. «Р» будет следить за ходом полярной экспедиции и подробно информировать о ней своих читателей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter