«Начнем наступать, а дальше будет видно...»

Режиссер Максим Носов взял на вооружение девиз Наполеона
Режиссер Максим Носов взял на вооружение девиз Наполеона

Если бы я была звездой шоу–бизнеса, свои клипы доверяла бы снимать только Максиму Носову. Для тех, кто не в курсе: именно Носов снял первый ролик группе «Атлантика» и вот уже четвертый сезон является бессменным режиссером телевизионного проекта «Путешествия дилетанта». Кстати, образ ведущего программы Юрия Жигамонта, «долговязого Паганеля», тоже придумал Носов. А недавно я включила ОНТ и замерла. Показывали новый клип Искуи Абалян из цикла Общенационального телевидения «Маленькие концерты большой войны». Там, где Александр Аверков сыграл советского парашютиста. Во–первых, поразила идея клипа — лаконичная и вместе с тем психологически насыщенная. Во–вторых, блестящая операторская работа. Ну и Аверков. Зажатый в тесные рамки информационного жанра, наш известный ведущий, естественно, не мог представиться зрителю в таком романтическом качестве. Только одному режиссеру под силу эта задача — удивить новым образом давно всем знакомого человека. Итак, знакомьтесь: Максим НОСОВ.

— Максим, твои работы объединяет индивидуальный стиль. Ты не снимаешь сюжетных клипов. Расскажи, почему? И как ты придумал этот чудесный клип для Абалян?

— Я не люблю конкретных обозначений, псевдореализма в клипах: «а–ля мы играем в войну», «а–ля мы играем в любовь». Если ситуация не проживается актерами, несмотря на красивую картинку, клип будет восприниматься как суррогат. Этой историей мне хотелось показать всю нелепость смерти. Как в грандиозных масштабах, так и на примере судьбы конкретного человека. Человек всегда стремится к любви. Значит, на войне погибали влюбленные и любящие. Песню, которую исполняет Искуи Абалян, Эдит Пиаф написала во время войны. Она про розы. Эти цветы — символ любви. Франция во время войны у меня ассоциируется с «Нормандией–Неманом». Отсюда летчик...

— Как тебе удалось представить «забронзовевшего» информационщика Аверкова таким живым, несмотря на то что он играет мертвого летчика? Он лежит на траве с открытыми глазами, не моргая, весь клип. Что вы с ним сделали, загипнотизировали?

— Признаться, было нелегко. Аверков полностью реализовывается как творческая личность в информационных программах ОНТ. И съемки в этом проекте для него не представляли особенного интереса. В результате мы снимали его эпизод около 8 часов. Чтобы добиться нужного эффекта, склеивали его роль по кусочкам. Конечно же, он моргал во время съемок. Не знаю, как Александр, но Искуи клипом осталась очень довольна.

— Складывается впечатление, что эстрадный бум породил вторую волну белорусских клипмейкеров. Клипы не только все хотят, но и снимают, кажется, все, кому не лень. Вот ты, например, кинорежиссер...

— Я как раз сейчас завершаю работу над полнометражным фильмом. А клипы — это регулярная практика, которая позволяет оттачивать мастерство. Но я не снимаю клипов, если мне не нравится песня или артист. Берусь только за тот материал, который меня чему–то сможет научить. Что касается новой волны белорусских клипмейкеров, действительно, не у всех еще достаточно профессионализма. Но школа, особенно операторская, безусловно, у нас мощная. Недавно носил свои клипы в один банк, чтобы обсудить возможные съемки рекламы. Их рекламный специалист посмотрел и сказал: «Оператор у вас, конечно, московский работал». Я не без гордости возразил, что оператор — мой сосед, Андрей Герасимчик. Главное, я думаю, не оглядываться на кого–то, не цитировать. Нужно пробовать создавать неповторимое, самобытное видение. Но на этот процесс невозможно повлиять. Мы же не можем заставить деревья цвести зимой, надо дождаться весны.

— «Путешествия дилетанта» первое время сильно ругали за то, что вы «клипуете историю». Сейчас уже, по–моему, только хвалят...

— Наверное, зритель согласился с правом на существование такой формы. Судя по тому, каким вниманием программа пользуется у зрителей, особенно из тех мест, где мы бываем с экспедициями, мы все делаем правильно. У нас постоянно спрашивают, где можно купить кассеты, когда будут повторы. Есть даже фанаты программы, которые после эфира едут сами в те места, где мы побывали. «Путешествия» — это всегда движение, новые эмоции.

— Ты сказал, что завершаешь работу над фильмом. Когда ждать премьеры?

— Практически весь фильм уже смонтирован. Нужно только доснять два эпизода и доозвучить. Это средневековая сага под названием «Каин». Надеюсь к концу года завершить ее. Интерес к средневековым лентам сегодня огромен. Поэтому я рассчитываю выйти на европейский рынок. Правда, о прокате я еще не думал. Придется самому вникать во все тонкости этого дела, искать прокатчиков. Как говорил Наполеон: «Начнем наступать, а дальше будет видно...»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter