Как справляются с вызовами эпидсезона национальный авиаперевозчик и аэропорт Минск

Чартеры расправляют крылья

С наступлением лета авиационный мир постепенно пробуждается: некоторые страны открывают свои границы, а отдыхающие выбирают выгодные предложения туроператоров. Крупнейший в истории гражданской авиации кризис заканчивается — самое время работать над минимизацией его последствий. Корреспондент «Р» узнала, какие планы национальная авиакомпания «Белавиа» строит на ближайшие месяцы, а также побывала в Национальном аэропорту Минск и пообщалась с теми, кто этим летом планирует отдохнуть на теплом морском побережье.

Прогноз полетов — благоприятный

Заместитель генерального директора «Белавиа» Игорь ЧЕРГИНЕЦ — о развитии авиапарка, новых рейсах, надежде на «чартерное» лето и месте компании в мировой авиагонке

Руководители мировых авиакомпаний сходятся во мнении: такого серьезного кризиса, который спровоцировала пандемия коронавируса, гражданская авиация еще не претерпевала. Сокращение полетов минимум наполовину, невозможность платить по лизинговым счетам, дополнительные затраты на средства защиты персонала и клиентов — сильнейший форс-мажор, с последствиями которого многие до сих пор не разобрались. Какие потери понес наш национальный авиаперевозчик во время закрытия границ, как сегодня обеспечивается безопасность бортпроводников и пассажиров и появятся ли в этом году новые самолеты с васильковой ливреей, корреспондент «Р» узнала у Игоря Чергинца, заместителя генерального директора по маркетингу и внешнеэкономической деятельности «Белавиа».

Во время закрытия границ бортпроводники и пилоты уходили в отпуска.

Далеко идущие планы

— Каждый раз, когда я общаюсь с врачами, они говорят, что еще в январе начали готовиться к пандемии коронавируса и разрабатывать протоколы для лечения наших пациентов. То есть медики заранее предвидели сложности. Были ли у руководства «Белавиа» такие опасения?

— Маловероятно, что в авиационной отрасли кто-то, в том числе и мы, мог предположить такое развитие событий — закрытие границ между странами на такой долгий период времени и в таких масштабах. На нашей памяти это первый настолько серьезный кризис в мировой гражданской авиации. 

— Как пандемия повлияла на планы по развитию авиапарка и насколько сильно сдвинулись даты открытия новых рейсов?

— 20 февраля состоялось торжественное подписание лизингового договора на поставку трех самолетов новейшего поколения Embraer 195-E2. Прибытие первого из трех абсолютно новых самолетов с завода-изготовителя ожидается уже в декабре этого года, двух следующих — в начале 2021 года. Что будет дальше, пока говорить сложно, так как планы у нас были далеко идущие, но чтобы их реализовать, на данный момент надо понять, что будет с рынком в ближайшее время. Также в этом году мы думали открыть регулярные рейсы в Вену (Австрия) и Ташкент (Узбекистан), в Реус (Испания) и Актау (Казахстан). Открытие регулярных рейсов из Минска в Реус перенесено на лето следующего года, а открытие регулярного рейса в Ташкент отложено с конца апреля на начало июля этого года. 

Самое ценное — люди

— Очевидно, штат бортпроводников и пилотов у вас больше, чем сейчас нужно. Пришлось кого-то отправить в отпуск? 

— У бортпроводников и пилотов сдельная оплата труда, то есть итоговая сумма зависит от количества часов налета. Соответственно, когда авиакомпания стала выполнять меньшее количество рейсов, то и зарплата уменьшилась. Также в этот период кто-то брал трудовой отпуск, кто-то — отпуск за свой счет. Для авиакомпании самое ценное — профессиональные кадры, поэтому мы делаем все возможное, чтобы оставить команду в том составе, в котором она и была до пандемии. Это нужно, чтобы в любой момент мы могли оперативно и правильно отреагировать на вызовы рынка. 

— Сегодня чувствуется определенное оживление — в середине июня начали летать чартеры в Албанию, на очереди Черногория, Болгария, Турция, Египет. Довольны ли вы таким развитием событий? 

— Да, авиакомпания «Белавиа» уже начала выполнять чартерные рейсы в Албанию, и из-за количества желающих нам пришлось заменить самолет Embraer 195 на Boeing 737–800, который вмещает на 77 пассажиров больше. Также мы увеличили количество запланированных рейсов в неделю с двух до трех. С 1 июля планируем начать выполнение чартерной программы в Турцию, а с 2 июля — в Египет. Мы надеемся в ближайшее время запустить чартеры в Грецию, Болгарию и Черногорию. Понемногу возобновляются полеты по регулярным направлениям. Главная задача на данный момент — восстановить запланированную до пандемии полетную программу, а также как можно быстрее преодолеть последствия кризиса. 

Национальный аэропорт Минск не прекращал свою работу ни на день.

— Снимки из самолетов некоторых авиакомпаний поражают: бортпроводники в масках, перчатках и защитных щитках, люди тоже в масках, везде соблюдается дистанция. Как у «Белавиа» решается вопрос безопасности?

— Для авиакомпании всегда на первом месте стоит безопасность пассажиров, поэтому мы принимаем и готовы продолжать реализовывать те меры, которые позволяют сделать полет комфортным и безопасным, в том числе в условиях пандемии и ее последствий. Авиакомпания полностью соблюдает специально выработанные международными организациями, авиационными властями нашей страны и иностранных государств правила выполнения перевозок в условиях CОVID-19.

На данный момент после каждого рейса силами специального персонала авиакомпании осуществляется уборка пассажирских салонов и служебных отсеков воздушных судов с применением дезинфицирующих средств. Кроме того, после каждого рейса из аэропортов, расположенных в странах с высоким уровнем распространения CОVID-19, проводится дополнительная санитарная обработка воздушных судов. 

Персонал, занятый в обслуживании пассажиров, летный состав и бортпроводники авиакомпании проходят дополнительный контроль состояния здоровья ежедневно перед началом рабочего дня, а при обслуживании пассажиров постоянно используются средства индивидуальной защиты — маски и перчатки.

Также на данный момент для минимизации контактов пассажиров с кабинным экипажем при выполнении рейсов бортовое питание выдается пассажиру в герметичной одноразовой упаковке, а выдача воды и прохладительных напитков — в бутилированном виде. Кроме того, все пассажиры старше двух лет должны лететь в масках.

Ставка на восстановление

— Вы уже оценивали примерные потери, вызванные пандемией? На сколько процентов сократился пассажиропоток по сравнению с прошлым годом?

— В период закрытия границ у нас осталось не более 25 процентов от того, что было в начале года. Ежегодно мы наращивали наш пассажиропоток, расширяли маршрутную сеть и обновляли флот. Начиная с ноября прошлого года у нас был рост пассажиропотока на 30 процентов, а в феврале этого года — на 42 процента. Этим летом мы рассчитывали увеличить наши показатели на 30–40 процентов. Будет здорово, если до конца года у нас останется 50–60 процентов по сравнению с прошлым. На данный момент мы сконцентрировались на восстановлении расписания после постепенного открытия границ и стабилизации ситуации на авиационном рынке.

— Вы однажды сказали, что после выхода из кризиса начнутся соревнования авиакомпаний. По-вашему, какое место в нем будет занимать «Белавиа»?

— Чтобы сделать точные прогнозы, надо сразу понять, кто и как выйдет из кризиса, как дальше будет развиваться авиационная отрасль. Уже очевидно, что некоторые авиакомпании не пережили кризиса, часть еще не начала выполнять полеты после полной остановки, ряд стран еще закрыт для авиаперевозок. «Бел­авиа» не останавливала полеты, и мы надеемся на более быстрое восстановление по сравнению с авиаперевозчиками, которые приостанавливали свою операционную деятельность.

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Василий КОРНЕВ, заместитель генерального директора по производству Национального аэропорта Минск:

— Сегодня у всех более приподнятое настроение, нежели, например, в апреле. Сотрудники увидели, что рейсы добавляются, и довольны появлением работы. Весь персонал, который связан с обслуживанием пассажиров (это диспетчеры, грузчики и другие), в июле вернется к своим привычным обязанностям. К слову, еще в апреле — мае 75 процентов наших работников находились в простое. Мы с удовольствием готовы принимать все авиакомпании, которые прилетят в Беларусь.

С момента начала пандемии аэропорт не закрывался ни на день, он работал в привычном круглосуточном режиме. Мы обслуживали рейсы по расписанию, а также те, что доставляли в страну гуманитарную помощь. Это были рейсы отечественной авиакомпании, а также самолеты узбекских, сербских авиалиний. К сожалению, объемы уменьшились в разы, самым тяжелым для нас стал апрель. Если в прошлом году в этом месяце мы обслужили 351 584 пассажира, то в этом — 22 196, то есть на 93,7 процента меньше. В мае потери составили 90,6 процента. На данный момент услугами аэропорта воспользовалось более 47 000 пассажиров, что на 87 процентов меньше, чем в июне прошлого года. Соответственно, мы потеряли доходы, которые планировали получить. Основная деятельность аэропорта — обслуживание воздушных судов и пассажиров. Так как их мало, наши стоянки почти пустые, практически не работают Duty Free, бары, ресторан. Это значимые потери. Вот вы бы нашли свободное место на парковке в прошлом июне? Нет. А теперь...

В июне прошлого года мы обслужили 3964 рейса, а в этом — 738, то есть пока цифра меньше на 81,4 процента. На данный момент из аэропорта летает «Бел­авиа», не прекращались также грузовые рейсы Turkish Cargo, почтовые рейсы Transaviabaltika и рейсы Air China из Пекина. Правда, в последнее время самолет направляется не в Пекин, а в близлежащие провинции. В июне начали выполнять рейсы Turkish Airlines из Стамбула. Чартеры летают пока только в Албанию — первых наших отдыхающих в Тиране очень ждали, встречали с цветами. Спрос действительно увеличился, турфирмы пересмотрели количество рейсов — сначала был один чартер в неделю, а теперь три. Ждем, когда откроются Черногория, Турция и другие страны.

Мы заботимся о безопасности клиентов. С февраля наши эпидемиологи поднимались на каждый борт, опрашивали людей, проводили 100-процентное тестирование на коронавирус. Посольство Китая предоставило нам робота, который измеряет температуру, позже мы сами закупили аналогичное оборудование. С 10 апреля у нас все работники перед сменой проходят температурный скрининг, трудятся в масках, перчатках, защитных щитках. Большое внимание уделили дистанцированию, везде нанесена разметка. Также по всему зданию аэровокзального комплекса установлены дезинфекторы и рециркуляторы воздуха, мы производим обработку аэровокзальной площади, телетрапов. Пассажиры должны на борт и к стойкам контроля подходить в масках, летят они тоже в масках, снимать можно только во время еды. 

Мы продолжаем развиваться, несмотря на большие финансовые потери. Например, проект реконструкции первой взлетно-посадочной полосы сейчас проходит экологическую экспертизу, а дальше будем готовить его на Главную государственную строительную экспертизу. Также мы, как и планировали, проводим реконструкцию аэровокзального комплекса, идет замена зенитных фонарей. Выполняется все, что связано с созданием удобства для пассажиров.

«Начинается посадка на рейс в тирану»

Признаюсь, аэропорт и, пожалуй, вокзал — мои любимые локации в городе, потому что в любое время суток, когда бы ты там ни очутился, в них кипит жизнь. И она такая разная! Беззаботная и счастливая у тех, кто собирается в отпуск, серьезная и немного чопорная у тех, кто отправляется в бизнес-поездку, грустная и трогательная у тех, кто приехал провожать родных. Но всегда невероятно ритмичная, красочная и бурная. До недавнего времени, пока все не изменилось из-за коронавируса, неожиданно ворвавшегося в нашу жизнь. 

Пассажиры стараются соблюдать безопасную дистанцию.

«Сына предупредили: снимешь маску — не полетим»

Совсем не свойственная тишина встретила нас у шлагбаума Национального аэропорта. От такси, постоянно курсирующих по территории, не осталось и следа — редкие авто подвозят пассажиров к зоне вылета и мгновенно исчезают из виду. Некогда пестрое табло с номерами рейсов и временем регистрации, кажется, замерло, его незаполненные строчки — как символ ностальгии по прежним временам. Упаковщик багажа устремил печальный взгляд в свой смартфон — за это безлюдное время он наверняка выиграл все трофеи в виртуальных гонках. В глаза бросаются наклейки на сиденьях, напоминающие о дистанции. 

«Начинается посадка на рейс 8383 в Тирану», — объявляет по громкоговорителю женский голос. Пассажиры потихоньку выстраиваются в очередь. Одни обсуждают предстоящий шопинг, другие — количество купальников в багаже и благоприятный прогноз погоды на ближайшие дни. Немного особняком стоит молодая семья — Антон с 4-летним сыном Захаром и женой Оксаной.

— Албанию выбрали, потому что только она пока открыта и тесты на коронавирус не нужны, — признается Оксана. — Из-за пандемии отпуск заранее не планировали, взяли его стихийно, как только узнали, что есть возможность полететь.

Антон, 4-летний Захар и Оксана отпуск заранее не планировали, но с удовольствием летят в Албанию на неделю.

— Мы подписаны в соцсетях на странички разных турфирм. Заметили выгодное предложение и взяли билеты, летим на албанский курорт Влера на 7 дней, — продолжает Антон.

С малышом семейная пара лететь не боится, говорят, кто не рискует, тот не пьет шампанское в all inclusive.

— Захара подготовили заранее, — поправляет сыну многоразовую маску глава семьи. — Мы предупредили, что он должен лететь в ней 2,5 часа и если будет капризничать, в отпуск мы не поедем. Он без проблем согласился. Малышу, как и нам, очень хочется на море! 

Ирина и Анастасия АВТУХОВИЧ в предвкушении: они впервые летят на курорт Влера.

Одними из первых посадочные талоны получили Ирина и 11-летняя Анастасия Автухович. Мама и дочка делятся с нами ожиданиями от отпуска:

— Нам понравилось, что в Албанию не нужна виза, а еще сыграло роль то, что по прилете домой разрешили не находиться 14 дней на карантине. Мы почитали в интернете, что на курорте два моря соединяются, есть достопримечательности — просто лежать на пляже 10 дней не очень хочется. А вообще, на море мы летаем часто, были в Турции, в России, как только услышали про новую страну, решили отправиться в путешествие. Знаем, что лететь придется в маске, но нас это не останавливает.

«Люди создают настроение»

За виртуозными манипуляциями упаковщика багажа Дмитрия можно наблюдать бесконечно. Он настолько устал сидеть без работы, что с воодушевлением принялся оборачивать маленький розовый чемодан в пленку. 

Упаковщик багажа Дмитрий соскучился по клиентам.

— Устроился сюда в марте, проработал 2 недели, потом два месяца был в вынужденном отпуске, вот недавно вышел, — говорит мужчина. — Без работы очень сложно, наверное, как и всем людям — не только из-за денег, безделье угнетает. Сейчас чувствую небольшой подъем, классно, что чартеры начали летать. Выручка совсем небольшая, но хоть что-то — обернуть один чемодан у нас стоит 15 рублей, в день бывает 30 заказов, а бывает и 5.

Официантке аэровокзального кафе Оксане тоже скучно без клиентов. Заваривая американо для нашего фотографа, она рассказала, что кафе не закрывалось ни на день:

— Хотя людей было очень мало, выручка упала. Сейчас приятно видеть очередь возле стоек регистрации, отдыхающие создают настроение, даже если к нам не заходят. Мы надеемся и ждем, что скоро все вернется, как было.

glushko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter